Роман Аранин и компания Observer

Роман Аранин, социальный предприниматель, основал производство инвалидных колясок-вездеходов. С их помощью можно подниматься по ступенькам, не буксовать на песке, взбираться на гору и даже плавать. Компанию Observer бизнесмен основал после того, как сам оказался парализованным. Сегодня помимо производства колясок у него работает центр реабилитации инвалидов, а также сеть мастерских по ремонту.

В интервью циклу «Страну меняют люди» Роман Аранин поделился историей, как несчастный случай привел его к социальному предпринимательству, рассказал, как можно плавать в море на инвалидной коляске, а также поделился жизнеутверждающими историями своих клиентов.

Роман Аранин. Фото: Татьяна Мастерова | Пресс-служба АСИ

— Мы выпускаем единственные в мире коляски-вездеходы, которые способны словно танк развернуться на узких лестницах в хрущевках. При производстве учли все ситуации, с которыми сами сталкивались в жизни. Собрали лучшие решения из разных стран, включая немецкие моторы, английские джойстики и американскую противопролежневую подушку, но ее вскоре заменим на российскую — как раз шьем сейчас на нашей фабрике.

У нас есть пляжный шезлонг, в котором можно заходить в море или плавать в бассейне. Он оборудован колесами-поплавками, которые удерживают на поверхности воды. Внешне это что-то между шезлонгом и надувным матрасом. Помимо инвалидных колясок производим, пандусы и поручни, которые можно использовать в многоэтажках с высокими ступеньками.

Разные модели колясок. Фото: Татьяна Мастерова | Пресс-служба АСИ

Началось все с того, что я сам оказался в инвалидной коляске. 19 лет назад упал с параплана, сломал шею, и меня парализовало.

Несчастный случай произошел неподалеку от поселка Романово, в 40 минутах на машине от Калининграда. Я выбрал неудачное место для взлета, к тому же установил на параплан слишком мощный двигатель с большим винтом, из-за чего во время падения меня развернуло в воздухе — я запутался в стропах, а купол перестал надуваться и болтался как тряпка.

В состоянии шока я сильно зажал гашетку газа и удерживал её до тех пор, пока не упал на землю. Рама двигателя переломила мне шею на уровне четвертого шейного позвонка, что в 95 % случаев сразу приводит к остановке дыхания, но мне повезло — я смог восстановиться спустя 40 дней.

Момент падения практически не помню, но боли точно не чувствовал. Лежал обездвиженный и понимал, что топливный бак раскололся, из него вытекает бензин, а рядом раскаленный двигатель... Могло загореться, но, к счастью, меня заметили с дороги прохожие и прибежали на помощь. Я им стал давать указания, что нужно делать. Попросил достать из кармана телефон и позвонить моему другу-хирургу, чтобы он забрал меня.

Дальше реанимация, после нее колдуны и шаманы, точнее шарлатаны, которые обещают поставить на ноги за десять тысяч долларов. Через это проходят многие, кто оказывается прикованным к инвалидной коляске. Позднее я обратился в Медико-реабилитационный центр Дикуля, где начал свое восстановление. Затем перешел в Реабилитационный центр «Преодоление» в Москве, который помог мне вернуться к нормальной жизни.

Со временем освоился в «новом теле», стал ходить в театры — привык к тому, что обездвижен, но при этом могу передвигаться, куда хочу.

Роман Аранин на территории фабрики. Фото: Татьяна Мастерова | Пресс-служба АСИ


— А бизнес как начался?

— До травмы у меня был другой крупный бизнес, но пока я восстанавливался, родственники немного сменили его направление. Когда захотел вернуться к делу, они сказали, что и без меня всё идет хорошо, так что я решил искать новые возможности.

— Не жалко было бросать?

— Жалко, но какие были варианты?

Я придумал создать коляску-вездеход после случая в Светлогорске, где мы гуляли с моим компаньоном, инженером по профессии. На достаточно крутом спуске я отпустил джойстик, моя электроколяска внезапно остановилась, вероятно, из-за неправильной «прошивки», а я продолжил движение носом до асфальта. Друг хотел меня поймать, но не успел. Так появилась коляска-вездеход, у которой гироскоп отслеживает положение седока.

Когда поднимаешься на склон или спускаешься с него, центр тяжести переносится так, что ты всегда остаешься в горизонтальном положении, чтобы человек не выпал из кресла.


Мы сделали коляску с гироскопом и поехали в Светлогорск, чтобы протестировать её на том же спуске. Всё прошло хорошо, я не упал. Наш фотограф Игорь Камаев предложил сделать снимки, как я передвигаюсь на коляске по ступенькам. Затем сняли видео и опубликовали его в YouTube. Очень быстро стали получать заявки на покупку не только из России, но и других стран — Англии, Аргентины. Я опытный коммерсант — сразу понял, что это может стать бизнесом. Занял по пять тысяч евро у двух однокурсников по летному училищу, один из них позже сказал, что деньги могу не возвращать. Так всё и началось.

Промо-ролик Observer


Средства в производство колясок привлекали двумя способами: делали покупателю скидку при оплате всей стоимости, либо брали предоплату, но говорили, что ждать потребуется полгода — на эти деньги закупали комплектующие.

Потом обратили внимание на отсутствие безбарьерной среды в городах: для пессимистов это проблема, а для оптимистов и бизнесменов — хорошие возможности! Мы создали центр универсального дизайна, в котором собрали идеи по созданию доступной среды, включая пандусы, лестницы-трансформеры, специальные лифты и другие приспособления. Заключили контракты с производителями и стали предлагать чиновникам практические решения для создания безбарьерной среды.

Бизнес начал особенно активно развиваться после того, как государство включило электроколяски в перечень технических средств реабилитации и стало компенсировать их стоимость. Когда государство платит, социальный проект начинает окупаться.

Со временем нашли новую нишу в предоставлении услуг. Мы заметили, что электроколясок много, а сервисов для них нет. Механическую коляску ещё можно починить своими руками, а отремонтировать джойстик у электроколяски самому не получится. Подали как социальные предприниматели заявку на кредит в фонд «Наше будущее» и получили пять миллионов рублей на развитие сети запчастей и мастерских. Сделали склад для комплектующих, где сейчас насчитывается больше двух тысяч наименований. Первые мастерские открылись в Калининграде, Сочи и Мурманске, сейчас их уже десять по всей России.

Одним из условий для открытия мастерской в городе было обязательное трудоустройство человека, который передвигается на инвалидной коляске.

— Почему так важно дать работу инвалиду-колясочнику?

— Хочется помочь таким же, как я.

В первые годы после травмы стремился попасть в реанимацию к каждому, кто «сломался», чтобы поделиться опытом, научить чему-то полезному и предотвратить возможные осложнения. Я воспринимал этих людей как собратьев по несчастью или по новой жизни. Человек в инвалидном кресле больше доверяет «своим».

Со временем люди стали просить меня о трудоустройстве их родственников с инвалидностью. Все были толковые специалисты, но свободных рабочих мест не хватало. Тогда мы задумались над расширением производства.

Фото: Татьяна Мастерова | Пресс-служба АСИ


В 2013 году посмотрели по таможенной базе и обнаружили, что государство ежегодно тратит около миллиарда рублей на закупку импортных инвалидных колясок. Эти деньги можно было вложить в отечественное производство — сохранить деньги внутри страны и создать рабочие места для людей с ограниченными возможностями.

В то время в Калининградской области появился новый молодой губернатор Антон Алиханов. Он сразу же приехал к нам на предприятие, как только занял пост. Ему понравилось, чем мы занимаемся. Я ему рассказал о наших планах сделать фабрику и спросил, есть ли в бюджете деньги на этот проект. Глава региона ответил, что средств достаточно, не хватает только хороших идей, и предложил строить фабрику. У нас уже был готов к тому моменту макет предприятия, нужно было выбрать землю.

Я хотел построить фабрику на границе рядом с берлинской трассой, по которой можно попасть в Европу, чтобы иностранцы при въезде в Россию видели современное предприятие и оставались под впечатлением. Правительство области помогло бывшему владельцу участка перевести землю в другую категорию, и мы смогли купить четыре гектара по доступной цене. Получили займ на 80 миллионов рублей от Фонда поддержки промышленности Калининградской области, добавили своих 50 миллионов и построили фабрику.

Фабрика Observer. Фото: Татьяна Мастерова | Пресс-служба АСИ


Сейчас у нас работает 72 человека, из них 22 сотрудника —преимущественно инвалиды первой группы. Помимо производства колясок и реабилитационного центра «Ковчег», у нас есть свой швейный цех и садово-парковое предприятие.

Сотрудники Ковчега также помогают другим колясочникам устроиться на работу: подбирают подходящие вакансии, предлагают переобучиться, ведут переговоры с работодателями.


Светлана Ярушкина, специалист по социальной работе общественной организации инвалидов «Ковчег»

«Я помогла найти работу человеку с нарушением слуха. Он трудился до этого в таможне, разбирался в разных документах, так что предложила ему переобучиться на бухгалтера. Мужчина прислушался к моим советам, и его взяли на работу в качестве помощника бухгалтера, чтобы он смог набраться опыта. Я была очень рада, как будто сама смогла устроиться на работу. Все-таки понимаю, что это непросто.

— Как работодатели обычно реагируют, когда вы звоните им?

— Я не сталкивалась с недоверием или раздражением с их стороны. Они внимательно слушают, уточняют, что может специалист. Если речь идёт о трудоустройстве колясочника, то самая большая сложность — как добраться до рабочего места. Бывает так, что человека готовы взять, но в здании нет лифта, либо узкие проемы.

Сейчас мы как раз нашли вакансию для девушки-бухгалтера, но потенциальный работодатель не смог её взять из-за отсутствия лифта — офис находится на втором этаже.

Многие руководители компаний готовы нанимать сотрудников, которые передвигаются на инвалидной коляске. В основном трудоустраивают в тех сферах, где требуется работа руками и нет необходимости вставать и ходить, например, на должность телефонного оператора»

Роман Аранин выезжает из лифта, чтобы попасть в «Ковчег». Фото: Татьяна Мастерова | Пресс-служба АСИ

— Какой был самый сложный период за эти годы?

— Он сейчас.

В начале у меня было ощущение, что я нахожусь «в потоке» и делаю правильные шаги, но сейчас всё стало буксовать. Возможно, я просто устал после нескольких лет работы без отпусков и выходных. К тому же, стал часто задумываться над тем, в правильном направлении гребу или нет.

Может, нужно снизить свои аппетиты по импортозамещению? Допустим, коляска с английским пультом на 65% состоит из отечественных компонентов, с новосибирским джойстиком — 75%. Если выпускать моторы, то на 95% наши инвалидные кресла будут состоять из отечественных компонентов. Мы морально готовы это делать, но не хотим влезать дальше в долги, потому что наше производство пока не окупилось.

В июле мы даже остановили производство, я потерял несколько ключевых сотрудников, в их числе руководителя производства и опытного сварщика. Потом ушли ещё несколько сотрудников, с которыми я думал встретить счастливую старость, но они потеряли веру в успех дела. Я нахожусь в сложном финансовом положении, заложил всё своё имущество под кредиты для выплаты зарплат и налогов. Только за общественную организацию инвалидов «Ковчег» в октябре мы заплатили пять миллионов рублей налогов. С другой стороны, моя команда и я, несмотря на физические ограничения, способны добиться успеха и вдохновить других, потому что мы не одни.

Нам очень помогают разные общественные институты, в том числе АСИ.

Мой любимый проект «Адаптированные пляжи» включен АСИ в список рекомендованных типовых решений, благодаря чему другие организации начали реализовывать их по нашей методичке. Мы оборудовали по России 28 пляжей, из них 9 находятся в Калининградской области.

Помимо этого, мы участвуем в обучающих мероприятиях АСИ и ощущаем поддержку агентства в плане продвижению проекта. Когда к нам на предприятие приезжают высокопоставленные гости, например, председатель Госдумы Вячеслав Володин или директор АСИ Светлана Чупшева, и я вижу, как у них загораются глаза от наших результатов, то думаю, что мы на правильном пути.

Светлана Чупшева и Роман Аранин. Фото: Татьяна Мастерова | Пресс-служба АСИ


— Какой вы видите Observer через 10 лет?

— Мы планируем построить второй цех для производства моторов, второй этаж на нем оборудовать под сборку кресел-колясок для людей с ДЦП, которые будем производить в небольшом количестве для наших партнеров.

Хотим купить дополнительные шесть гектаров земли, чтобы построить для сотрудников одноэтажные дома площадью 120 или 140 кв. м. Жилье будем предлагать по себестоимости, в рассрочку или выдавать как служебное.

Еще у озера возведем второй корпус для реабилитации, в нем сделаем спортзал, грязелечебницу и бассейн с переходом из закрытой зоны в открытую, где можно плавать с видом на озеро. Сейчас работаем над проектом этого комплекса.

Озеро на территории фабрики. Фото: Татьяна Мастерова | Пресс-служба АСИ

Кроме того, в планах выпускать в год 2500 колясок базовой и средней моделей и усовершенствовать модели с гироскопом в новом дизайне. Передвижные средства для инвалидов хотим продавать не только в России, но и за рубежом — в Европе и Китае. В КНР рынок большой, но если продукты туда поставляют на экспорт, то инвалидные коляски ещё нет — мы хотим попробовать.

Задумались над созданием совместного предприятия с Казахстаном. На первом этапе в Алматы можно организовать хотя бы сборку наших колясок и подключить к работе опять же инвалидов. Сейчас ведем переговоры с руководителем местной общественной организации.

Хорошо бы распространить наш опыт по России, например, организовать производство в каком-нибудь депрессивном моногороде, где закрылось предприятие, которое, допустим, выпускало виниловые диски. Легко по нашему проекту можно наладить сборку инвалидных колясок. Мы сможем оживить эти населенные пункты, дать рабочие места и выпускать востребованную рынком продукцию.

Я также стремлюсь к тому, чтобы мои сотрудники получали не по 40–50 тысяч рублей, а достойную зарплату по 70–80 тысяч, чтобы они были довольны жизнью. Сейчас из-за неустойчивых поставок выйти на такие показатели не получается. Если нам удастся получить гарантии от государства на покупку хотя бы тысячи колясок в год, то тогда сможем обеспечить стабильную загрузку производственных мощностей, разрабатывать новые модели и уверенно развиваться.

2 500
колясок базовой и средней моделей в планах выпускать в год

Хотелось бы наладить бизнес-процессы так, чтобы наконец-то я смог отдохнуть, зная, что производство работает без моего участия.


— Ради чего вы всё это делаете?

— Я хочу показать людям, особенно тем, кто относится к первой группе инвалидности, что все ограничения только в их голове.

Всё возможно. Мы, например, забрали к себе человека, который пять лет был прикован к кровати, о нем даже не знали социальные службы. Здесь же у него кардинально изменилась жизнь: шесть дней реабилитации, а по воскресеньям — обязательный выход в свет, например, поездка на соседнюю шоколадную фабрику, сыроварню, в музейно-исторический комплекс «Замок Шаакен» или на пляж, где он впервые за многие годы может реально плавать.

А однажды нам позвонили из Аргентины и попросили сделать коляску для человека, у которого полностью парализовано всё тело. Мы придумали управление коляской с помощью дыхания: слабый выдох — направо, слабый вдох — налево. Спустя время получили от клиента письмо, которое он написал уже с помощью специальной трубочки, подключенной к компьютеру через bluetooth. Мужчина описал свои ощущения от полученных впервые за 40 лет свободы и самостоятельности. Через три года ко мне в социальных сетях добавилась девушка с фамилией нашего клиента. Я зашел к ней на страницу и увидел, что у них родился ребенок. Этот мужчина сейчас дописывает книгу, в которой выделил для нас отдельную главу.

В Англии мужчина, у которого постепенно отказывало тело, решил осуществить свою мечту — подняться на самую высокую гору Уэльса на инвалидной коляске — мы её ему изготовили и отправили через нашего дилера. Парень вместе со своей женой и детьми взобрался на вершину, а через полгода после этого умер, оставив после себя ещё одну жизнеутверждающую историю.

Знаете, я никогда не задавался вопросом, почему со мной случилось то, что случилось. Вместо этого задумывался над тем, зачем мне эта ситуация.

В реанимации как-то пережил необычный момент: видел себя со стороны, наблюдал, как медсестра меня переворачивает. Тогда попросил у Бога пожить ещё хоть чуть-чуть, обещая взамен нести его имя.


Я считаю, что воспользовался данным мне шансом. В Калининградской области девять адаптированных пляжей для инвалидов, город стал практически безбарьерным: появились рестораны и отели, куда спокойно могут попасть те, кто передвигаются на коляске. На нашем производстве трудятся более 25% сотрудников с инвалидностью.

Своим примером я «зажигаю» других сделать что-то хорошее и полезное в жизни.

Интервьюер
Иван Сурвилло
Журналист, интервьюер,
автор второго сезона
«Страну меняют люди»