Владимир Ларькин и проект катера «Фалко»

Компания «Мортех», занимается разработкой катеров нового поколения «Фалко», оборудованных системами автоматического управления и подводным крылом. Такие катера могут самостоятельно маневрировать и автоматически вернуться в порт в случае чрезвычайной ситуации, при этом ими легко и безопасно управлять.

В интервью циклу «Страну меняют люди» Владимир рассказал, как родилась идея проекта, зачем на катере используются шесть разных нейросетей и как он продал свою яхту ради постройки верфи.

Фото из личного архива героя

— Я строю умные лодки.

В 2015-м году был в Нью-Йорке, там на Гудзоне ходят скоростные катамаранчики. Ради эксперимента на одном поплыл с Манхэттена в Нью-Джерси, потом смотрю на время — что-то очень быстро дошли. Думал, что дорога займет около часа, а мы через 15 минут уже приплыли.

Я начал изучать вопрос создания скоростных катамаранов и докопался до очень интересного человека — покойного уже профессора Хопе (ЮАР), который в 1980 году использовал все передовые задумки нашего замечательного инженера-кораблестроителя Ростислава Алексеева, придумавшего подводное крыло, экранопланы и идею воздушной каверны под судном (каверна — воздушная полость под кораблем, которая снижает размер трущейся поверхности воды об судно, и оно начинает двигаться быстрее).

Профессор Хопе объединил подводное крыло, воздушную каверну и эффект каверны и получил очень быстрое судно. 

В начале движения, за счет набегающего потока воздуха по судном образуется воздушная каверна, за счет этого снижается сопротивление воды, что увеличивает скорость. С ростом скорости возникает подъемная сила крыла и как следствие судно выходит из воды. Во время движения под судом образуется устойчивая «воздушная подушка», возникающая за счет эффекта экрана, что роднит наши катера с экранопланами.

Я, посмотрев на все это великолепие, тоже свою лепту внес: изменил немного конструкцию водоотводящих туннелей и способ наддува для образования воздушной каверны, чуть-чуть переместил крыло, поменял способ крепления крыла к корпусу и все это запатентовал. Таким образом родился наш катер, который мы назвали катер «Фалко».

Тут надо небольшое отступление сделать: в России есть единственный в мире сокол, который живет на воде — сокол чеглок. Я залез в энциклопедию и узнал, что латинское название чеглока — Фалко.

В 2019-м году мы приняли участие в форуме «Армия-2019». На тот момент был проработанный проект платформы 8,5-метрового катера. На ее основе можно строить катера для рыболовства, спецподразделений, транспортные катера или просто частные лодки. В связи с высокой степенью готовности проекта нас тогда рекомендовали к включению в гособоронзаказ.

Тогда же, в 2019 году, мы стали резидентами особой экономической зоны «Дубна», строим там верфь — рядом Волга, нам удобно. В 2021 году залили фундамент и начали готовиться к монтажу металлоконструкций

Параллельно я торговал яхтами, мы являлись эксклюзивными представителями верфи Galeon на территории Российской Федерации. Верфь производит порядка 200 судов в год, и заказы на производство расписаны на год-полтора-два вперед. С введением санкций бизнес приказал долго жить, и стройка нашей верфи целый год была заморожена.

Сейчас потихоньку размораживаем — в феврале 2023 года с Фондом развития промышленности был подписан договор займа на 100 миллионов рублей, который мы не смогли получить, так как требовалась банковская гарантия. А так как на данном этапе у нас нет реализации, то банкам мы не интересны. Мы сейчас активно ищем финансирование, ведем переговоры с фондом «Эра». После открытия финансирования, планируем запустить серийное производство «Фалко» в течение трех-четырех месяцев.

К сожалению, за год разбежалась команда из-за того, что мне нечем было платить зарплату. Изначально, когда мы только проектировали лодку, в нее было заложено очень много инновационных вещей.

Мы еще в 2019 году начали делать свой собственный блок, через который человек будет взаимодействовать с корабельной системой и который будет управляться, в том числе, нейронными сетями.

Рулевая стойка катера «Фалко». Фото из личного архива героя


— Расскажете подробнее?

— В одном блоке порядка шести нейронок, каждая отвечает за свое (машинное зрение, распознавание данных, взаимодействие с главной силовой установкой судна...), плюс центральный процессор, который сводит все воедино. Благодаря этому лодка может сама идентифицировать препятствие, сбросить скорость и обойти его. У нас уже прописана вся схемотехника решения, но нет людей, которые могли бы написать код.

Точно также мы начали думать про электронику лодки: все, что касается управления силовой установкой и взаимодействия внутри агрегатов и узлов. Например, силовую установку решили разработать сами и сделали ее гибридной. Мы обратили внимание на большие корабли — практически везде стоят электрические двигатели. Рано или поздно все, что происходит на больших кораблях, спускается на маломерный флот, поэтому мы решили действовать на опережение. Сейчас у нас готов проект собственной гибридной силовой установки, включая операционную систему низкого уровня, которая будет отвечать за ее работу.

Плюс у нас запроектирована вся линейка катеров от 8,5 до 18 метров. Их преимущество — в скорости и экономичности.

При волне стандартное судно прыгает с волны на волну, а наше просто летит над волнами на воздушной подушке.


Катера «Фалко» смогут ходить при высоте волны 1,3-1,4 метра. Во время испытаний, опытный образец, смог достичь максимальной скорости 120 км/ч. При этом крейсерская скорость — порядка 80 км/ч. Хочу отметить, что на такой скорости лодка потребляет всего 40 литров топлива в час на два двигателя по 300 лошадиных сил каждый.

Такая экономичность хода, достигается за счет минимального сопротивления воды. Лодка классического корпуса с двумя двигателями Mercury по 300 лошадиных сил будет съедать по 80-90 литров только на один двигатель.

80 км/ч
крейсерская скорость «Фалко»
Катер «Фалко» во время испытаний. Фото из личного архива героя


Глобально сейчас есть два разных подхода: катер с экипажем — одна конструкция, а катер без экипажа — другая. 

Я хочу, чтобы любой катер мог стать безэкипажным по нажатию кнопки.


Именно для этого мы и разрабатываем блок управления маломерным судном: чтобы любой наш катер мог сам благополучно доставить груз или экипаж из точки А в точку Б. Больше скажу: все катера построены на одной платформе, а значит они между собой могут обмениваться информацией и совместно маневрировать при необходимости.

Представьте, что катер находится в открытом море, и внезапно капитану становится плохо — например, из-за сердечного приступа. Ни один из членов экипажа или пассажиров не способен взять на себя управление судном — у них нет должного опыта. Активировав нашу автоматическую систему управления катером, они спасут жизни себе и, возможно, капитану: катер сам безопасно возвратится в порт.

В сфере туризма катера могут использоваться для автоматизированных экскурсий. Для компаний, предоставляющих катера в аренду, наша технология позволит автоматически возвращать катера в базовый порт после окончания времени аренды.

— Почему вам интересно заниматься проектом?

— Я просто очень люблю лодки. У меня когда-то была своя яхта, Galeon 420-й, 14-метровая лодка, лучшая в своем классе, которую пришлось продать для развития бизнеса. Жалко очень, до сих пор по ней скучаю.

Мечтаю зайти на борт своего катера, нажать кнопку и увидеть, как он автоматически отшвартуется и выведет меня в открытое море, самостоятельно маневрируя в ограниченных пространствах.

В машинах, например, уже есть автопарковка, удержание полосы, машина может сама выехать с парковки и подъехать к тебе... А в лодках пока ничего этого нет, и это очень сильно ограничивает людей, которые хотят иметь лодку, но не умеют ей управлять. Если они выходят в море — они вынуждены брать капитана. Внедрив наш блок управления, я смогу очень многим людям дать радость индивидуального нахождения на лодке. 

Владелец лодки сможет, зайдя на борт, ткнуть на планшете точку в акватории и переместиться туда. Никто ему для этого не нужен, ему самому тоже ничего делать не надо, разве что просто наслаждаться.

Интервьюер
Иван Сурвилло
Журналист, интервьюер,
автор второго сезона
«Страну меняют люди»