Борис Жидовленков и проект «Благодарные выпускники»

Благодарные выпускники — социальный проект, который помогает школьникам воплотить свои задумки, идеи и мечты в жизнь. Ребята с 5 по 9 класс создают презентацию идеи и записывают креативное видеообращение к предпринимателям. А те, в свою очередь, выступают в роли социальных инвесторов — на безвозмездной основе финансируют идею.

В интервью циклу «Страну меняют люди» основатель проекта, предприниматель Борис Жидовленков рассказал, почему важно поддерживать «хочу» у детей, как проект развивает навыки выступлений и самопрезентации и почему он решил спрашивать именно детей.

Фото из личного архива.

— Мне кажется, мотивировать кого-то — это манипуляция. Самое классное слово — «хочу».

Очень важно услышать ребёнка, который проявил к чему-то интерес и говорит «я хочу это».

Когда дети что-то хотят — они готовы делать всё, чтобы добиться этого: готовить презентации, выступать на камеру, общаться со взрослыми... То есть это не просто «хочу» как слово, а у него есть конкретные действия. Такие «хочу» хочется поддерживать и помогать им в реализации.

Мы в «Благодарных выпускниках» помогаем детям реализовывать их «хочу». Например, ребята в Татарстане хотят заниматься рекультивацией растений. Мы покупаем им теплицы, семена и прочее. Для этого находим осознанных предпринимателей и сейчас ещё с корпорациями общаемся, которые могли бы поддерживать детей в регионах присутствия их заводов, например.

Проект сфокусирован на детях с пятого по девятый класс — как раз формируется сознание, что я хочу, куда я хочу, кем я хочу стать. Название «Благодарные выпускники» — это не про 10-11 классы, а про тех выпускников, которые выпустились из школы и несут свою благодарность, как минимум, своей школе или школам из других регионов.

Кстати, из проекта принципиально исключили Москву, потому что в Москве в принципе и с осознанностью родителей всё хорошо, и с бюджетами в школах тоже всё хорошо, а вот в регионах, конечно, очень грустно и с тем, и с другим. Уже поддержали очень много ребят в регионах.



Поддержанная идея «Все начинается с мечты» в МБОУ «Старочурилинская СОШ», с. Старое Чурилино, Татарстан. Сценические костюмы для школьного театра готовы. Ребята смогут принимать участие в различных республиканских конкурсах. Фото: ВК проекта «Благодарные выпускники»

— Что должны сделать дети, чтобы получить поддержку?

— Во-первых, описать свою идею: кто они, из какой школы, из какого района, что у них за идея, как её реализация повлияет на них и на ближайшее окружение. Были, например, случаи, когда мы помогали приобрести оборудование для медийного центра, а они потом у местных жителей брали интервью, то есть их проект коснулся всех в деревне.

Что важно: дети получают то, что они хотят не в формате «я захотел — дайте», а проходят некий путь и получают определенные навыки. Второй шаг называется «найди поставщика». Дети сами ищут, что им нужно для реализации их «хочу»: какое оборудование, у кого его лучше купить...

Всё вместе собирается в презентацию проекта, которую мы смотрим. Самый главный вопрос, который мы себе задаем: «Где здесь дети?». Если дети вдруг просят сделать музей славы, то вряд ли это их желание. Скорее всего, какой-то взрослый решил воспользоваться детьми и реализовать свою задумку. Такие проекты в наш фокус не попадают.

Следующий шаг: мы предлагаем снять «продающее» видеообращение. Так дети учатся говорить на камеру и не стесняться. Часто видео снимаются по несколько раз: мы смотрим первый вариант и говорим «вот это не купят, а здесь непонятно, какую идею вы хотите заложить»...

В конечном итоге дети должны сотворить что-то уникальное, наполненное эмоциями и «хочу» на полторы-две минуты, чтобы предприниматель, когда увидел ролик, захотел бы помочь.

Ролик снятый для идеи «экологического велотура по родному краю „ВелоЭкоТур“» — МБОУ «Шушмабашская СОШ» Арского муниципального района Республики Татарстан

— Какая средняя сумма на поддержку?

— Максимум — 40 тыс. рублей. Мы специально установили такое ограничение. Для большинства предпринимателей это небольшая сумма, чтобы раз в год сделать такое приятное действие. Есть ребята, которые делают это раз в квартал, есть и те, кто каждый месяц поддерживают проекты. Кто сколько может и хочет.

У проекта есть общий чат примерно на 100 участников, где мы размещаем новые заявки от школьников. Буквально утром туда выложили проект из Саратова, через пять минут один из участников чата пишет: «классные дети, хочу помочь». Мы тут же подключаемся и соединяем предпринимателя с ребятами.

После того, как дети закупили то, что им нужно для проекта, они снимают распаковку: как вскрывают коробки, как расставляют оборудование... Это видео вместе с благодарностью от нашего фонда мы отправляем предпринимателю. В итоге у него остаётся тёплое ощущение на сердце, потому что он сделал хорошую штуку для детей, они ему про это искренне рассказали и поблагодарили в видео, плюс при встрече с партнерами или друзьями он всегда может вытащить наше письмо из кармана и сказать, что помимо бизнес-успехов, он еще помог ребятам. Тогда, возможно, в сердцах его партнеров или друзей он будет немножко другим человеком.

40 000 ₽
максимальная сумма поддержки проекта
Организация коворкинг-зоны в МАОУ «Лицей 46» в Уфе, Башкортостан


Я могу об этом очень долго говорить, потому что сам проходил этот путь, и все, что я рассказываю, — все прочувствовал через себя. До сих пор сам поддерживаю проекты, которые мне откликаются. Например, недавно поддержал проект рязанских ребят. Им нравится химия, но в школьной лаборатории нет колб, препаратов и химреагентов. Будут ли они химиками в дальнейшем? Я не знаю. Но важно дать им шанс посмотреть, что такое химия.

У меня был школьный проект из какого-то района Татарстана: дети в национальных костюмах выступают на сцене. Мы пытались найти спонсора среди местных бизнесменов, и все меня спрашивали: «А какая наша выгода? Типа, где деньги, Зин?». А проект про другие ценности.

Идея «Сценический образ и костюм в театре» — МБОУ «Арская СОШ № 2» г. Арск, Татарстан.

Я всё сам оплатил, потому что мне не хочется оставлять детей в замершем состоянии, когда у них загорелась искорка, они придумали классную штуку и находятся в ожидании.

Потом смотрел видеоролики, где швеи шили эти костюмы, дети их примеряли и потом на сцене в них выступали, и ощущал, что сделал что-то хорошее и теплое, чтобы их традиции остались при них, и они несли их дальше.

Что меня еще греет. Когда взрослые помогают детям, эта помощь остаётся в их сердцах как маленькая частичка добра. И когда дети начинают взрослеть, она потихонечку делает их другими: более тёплыми, понимающими, что нужно не только брать, но и отдавать, и отдавать не только своим близким, но и просто детям, которые к тебе в принципе никогда никакого отношения не имели.

— Как дети узнают, что могут податься на поддержку?

— Обычно через сарафанное радио к нам обращаются школы из разных регионов. Они сами между собой обмениваются информацией — ведь много уже тех, кому мы помогли. Второй путь: через взаимодействие с администрациями регионов

Пишем им, что делаем проект в партнерстве с Агентством стратегических инициатив, нам помогают такие-то предприниматели, и нам нужна поддержка школ. Просим, чтобы школам рассказали о такой возможности.

Кроме того, АСИ помогает нам выстраивать отношения с «Деловой Россией», с РСПП, потому что там тоже есть предприниматели и тоже есть социальная ответственность.


— Как предприниматель узнает про возможность поддержать детские «хочу»?

— Во-первых, для этого есть я. Я везде рассказываю о проекте: в бизнес-сообществах, случайным знакомым, выступаю на сцене и прошу подключаться к проекту.

Пришёл я в эту историю двенадцать лет назад. Вечер во время новогодних праздников, у меня утром самолёт, я должен лететь кататься на лыжах. И мне звонит отец, говорит, что он в реанимации и бросает трубку. Я сажусь на машину и еду в Псков, ищу, куда его положили, и дальше полтора месяца живу в больнице, пока папа в коме.

В какой-то момент один из друзей мне посоветовал съездить в Псково-Печорский монастырь. А я крещёный, верующий в Бога, но у меня есть свои предубеждения по отношению к церкви. Я приезжаю к наместнику, рассказываю свою историю. Мы общаемся, потом с двумя монахами (как я считал), едем в реанимацию делать соборование. Проходит час-полтора, они выходят из папиной палаты, я их везу обратно, мы в машине читаем псалтырь.

В конце монахи просят их высадить на центральной площади, а это февраль, пасмурно, дождь идёт и уже темнеет. Я останавливаюсь, монах выходит из машины, и я вижу, как человек 70-80 с разных сторон, словно птицы, слетаются к нему: «Батюшка, благослови». Потом я узнал, что батюшка Мефодий за 30 лет никогда раньше не покидал монастырь. У меня эта картина прямо отложилась: как люди в него верят, как тянутся к нему и как он делает добрые дела.

Папа через два дня вышел из комы. И все, кто был в реанимации, пять или шесть человек, тоже выжили.

Я какое-то время еще оставался в городе и начал думать, какое доброе дело мог бы сделать я.

Сначала начал малоимущим помогать через фонд: кому холодильник купить, кому газовую плиту, кому глюкометры-тонометры... Иногда сам привозил какие-то вещи, и некоторые истории вызвали во мне сильную эмоцию. Помню лежачую старушку, у которой внук-наркоман всю её пенсию забирал. Как-то пробрало меня это...

Потом в 2015 или 2016 год я снова приехал в Псков, гулял по городу и увидел, что мой школьный двор уже в довольно запустевшем состоянии. У меня появилась мысль что-то вернуть своей школе. Так родилась идея проекта. Вначале я хотел двор своими силами переделать, но меня отговорили: «Вдруг кому-то из детей что-то упадёт на голову? Ответственность уголовную будешь нести ты». Решил: пусть это сделают профессиональные строители. Переделали, и сейчас дети и школьники из ближайших дворов могут там заниматься спортом.

Потом выяснилось, что в спортивный зал нужен бы спортинвентарь, его больше 20-ти лет не обновляли. Я уже не в городе был, но всё закупил и попросил друга-одноклассника проконтролировать. Через несколько дней новый инвентарь привезли: маты, мячи, канаты, скалки... А друг знает, что для меня в таких вещах важны эмоции, и он мне пишет сообщение: «Всё привезли! Извини, не могу пока сфотографировать, как всё получилось — у физрука слезы текут».

Идея «Активные ракетки» МБОУ СОШ № 2
г. Новочеркасск

Дальше мы с моими друзьями решили зайти в другие школы города. Одна из школ попросила 50 баскетбольных мячей, 50 футбольных и 50 волейбольных. Я уточнил, куда им столько. Ответили: «Про запас». Мы им отправили более адекватное количество.

В какой-то момент задумался о том, что я навязываю свое «хочу» школам. Заказал у колл-центра опрос, чтобы они обзвонили директоров и задавали три вопроса. Первый: «Какие проблемы есть у вас в школе?». Второй вопрос: «Как вы работаете с одарёнными детьми?». А третий провокационный: «Мы вам дадим миллион, куда потратите?». Я прослушал все звонки, статистика была следующая: 95 % директоров на первый вопрос отвечали: «Какие-то есть». Но не говорили какие. На второй вопрос: «Олимпиады есть, отправляем их туда». На третий говорили какие-то общие вещи.

Только пять процентов директоров отвечали конкретно на первый вопрос: «Подождите, у меня список есть» и начинали зачитывать конкретные проблемы, которые им нужно сейчас решить. На второй вопрос отвечали про дополнительное образование, чтобы они выигрывали не только городские олимпиады, но и областные и федеральные. На третий: «Куда пойти, чтобы взять этот миллион? Что нужно для этого сделать?».

Я понял, что всегда буду получать 95 % сопротивления. И у меня родилась идея заходить через школьников. Спрашивать у них, чего они хотят, чтобы их время в школе и после школы было для них более комфортным и интересным. Развивать их «хочу».

Презентация проекта «Благодарные выпускники»


— У вас какие «хочу»?

— Ближайшие: реализовать в этом школьном сезоне 267 школьных идей. Мне просто нравятся цифры «шесть» и «семь», и я добавил туда 200. От этой цифры хочу оттолкнуться и в следующем году осуществить 500. Дальше есть амбициозная цифра в 8 000 проектов в год через пять лет.

Интервьюер
Иван Сурвилло
Журналист, интервьюер,
автор второго сезона
«Страну меняют люди»