Александр Ганюшкин и робот «Адам»

«Адам» — программируемый человекоподобный робот для различных целей: от обучения школьников и студентов основам робототехники и программирования до демонстрации на выставках. Робот способен трансформироваться и становиться больше или меньше в зависимости от задач. «Адам» может вести диалоги, выражать эмоции, распознавать лица и предметы, двигаться, всенаправленно перемещаться и обходить препятствия.

В интервью циклу «Страну меняют люди» Александр Ганюшкин рассказал, как в 90-е подростком строил шагающих роботов, как «Адам» может помочь в ранней профориентации и поделился мечтой создать свою фабрику.

Фото из личного архива

— Я создаю роботов.

Однажды, когда в детстве меня спросили, кем я хочу стать, я сильно заморочился. Думал: космонавтом, дальнобойщиком, путешественником... А потом в семье появился видеомагнитофон, и мне попался мультфильм «Трансформеры». Я настолько впечатлился, что решил делать трансформеров, стать кибернетиком.

В селе Хороль в Приморском крае, где я рос в 90-е, не было возможности ходить в кружки, поэтому сборка роботов стала моей личной секцией. У меня была тетрадка, я в ней делал свои первые зарисовки, а на их основании уже — роботов, используя подручные средства и материалы. У нас в школьной библиотеке были журналы «Моделист Конструктор» и «Юный техник», «Для тех, кто любит мастерить». Из них я и узнал, что собираю не трансформеров, а роботов. 

Когда мне покупали игрушку, я ждал, когда она сломается, чтобы ее можно было разобрать и сделать очередного робота. 

Я собирал виброходов, шагающих роботов, у меня даже были роботы-паучки. Ближе к старшим классам я стал создавать своих первых роботов-манипуляторов просто из всего: разбирал DVD-дисководы, доставал приводы, которые считывали диск.

— Было такое, что разбирали что-то нужное?

— Однозначно было. К примеру, раньше были популярны антенны китайского производства, которые нужно было удаленно поворачивать, чтобы переключить канал. Вот их я разбирал, потому что там было всё, что нужно: мощный мотор, редуктор.

— Как приятели относились к такому хобби?

— Я скромничал и не говорил в школе, что делаю роботов. Но как-то одному знакомому всё-таки рассказал. Меня высмеяли, сказали, что я лгун. Естественно, эту тему я больше не поднимал. А позже произошла ситуация: мы обменивались с одноклассниками жесткими дисками, чтобы перекинуть музыку, фильмы. И я принес свой жесткий диск ребятам и показал им видео с роботами. Они тогда удивились: «Ого, ты что, не врал?».

В остальном я был обычным ребенком из 90-х. Мы гуляли по гаражам, бегали по заброшенным зданиям, на природе, на речке. Да, мне нравилась робототехника, но я ничем от других не отличался. Хотя уже тогда я мечтал построить свою фабрику.

До сих пор хочется, чтобы у нас появилось крупное предприятие мирового уровня, чтобы внести свой вклад в развитие нашей страны и создать что-то по-настоящему великое. Создать не просто фабрику, а целый кампус с производством, R&D, парками, кафе и пространством для учёбы.

После школы в рамках нашего первого стартапа я с одногруппником разработал автомат «Киберкопир», который позволял всем желающим копировать документы. После вуза работал на производстве и сборке автомобилей, но постоянно вспоминал о своей детской мечте.

В 2014-м начал изучать AutoCAD и проектировать модели роботов, а потом собирал их. Использовал, правда, китайские аналоги сервоприводов и манипуляторов, потому что они были дешевле. Но работали они ужасно: под нагрузкой перегревались и ломались.

В какой-то момент решил подать заявку в фонд Бортника, чтобы воплотить мечту. Открыл компанию заранее, а 31 декабря 2014 на счет пришел миллион от фонда. Это был лучший новогодний подарок! Думаю, сыграло роль, что я из Владивостока — боролся за победу не со всей страной, а только с проектами из своего же региона.

«Адам» на UAE Day in Skolkovo. Фото: Марк Смирнов

С 2015 года начал закупаться дорогими корейскими сервомашинками Dynamixel и стал собирать своего первого «Адама». Честно говоря, иногда опускались руки, когда ничего не получалось и не работало. Я же самоучка, сам писал формулы управления роботом, продумывал модель движения... Кстати, одной из проблем было как раз управление движениями робота. Я не понимал, как рассчитать углы в определенном сочленении. Тогда, не зная термина «инверсная кинематика», я использовал геометрию и тригонометрию для решения задачи и, в конце концов, нашел ответ в одной диссертации. Сейчас современные программы типа Unity и Blender упрощают такие задачи — там всё автоматически рассчиталось бы.

Помню еще, как на ВЭФ мне нужно было показывать «Адама», а робот не работает — сгорел микрокомпьютер. Пришлось пять дней подряд работать ночами, чтобы найти место короткого замыкания и решить проблему.

Процесс сборки

Вообще, я часто чувствую, что работаю недостаточно, хотя на самом деле тружусь много. Думаю, это общая проблема всех стартаперов.


В 2016 я представлял «Адама» на выставке Innorobo в Париже, посвященной робототехнике, где производители роботов из разных стран демонстрируют свои последние разработки.

Робот «Адам» на выставке Innorobo 2016 в Париже


Многие коллеги были впечатлены уникальностью «Адама». Мы даже попали в Washington Post. Хотя статья не была о нас, но была фотография меня с роботом, и в ней упоминалось, что я, Александр Ганюшкин, создал робота «Адам» из России.

На другой выставке познакомился с дальневосточной лабораторией виртуальной реальности. Они предложили объединить робота и VR.

В результате мы создали уникальную систему управления роботом через виртуальную реальность. Мы были одними из первых в мире, кто это сделал, западные СМИ тогда тоже про нас написали.


— Почему вы пошли в сторону образовательной робототехники?

— Изначально проект задумывался как человекоподобный робот-помощник, но потом я пришел к выводу, что все-таки он до этого уровня не дотягивает. Вдохновился, как ни банально, Apple, которая в 1970-80-х годах активно продвигала компьютер Apple II для использования в школах и университетах. Дети на них учились и для этого даже создали новую дисциплину. Взял эту же модель для роботов.

Была революция в сфере компьютеров, потом — в сфере смартфонов, а скоро будет в робототехнике. Пока далеко не каждая семья может себе позволить человекоподобного робота. А вот школу для обучения детей программированию и приобщения их к робототехнике — запросто.

350 000
рублей — стоимость «Адама»
4 000
роботов — потенциальная
мощность производства
20
роботов уже собрали

С помощью проекта школьники могут понять, что им интересна робототехника и IT еще в младших классах. Ребята узнают на практике, что такое переменная, программа, функция, как работать с операторами, массивами, как работает компьютерное зрение, гироскоп-магнитометр, барометр, лазерные дальномеры, манипуляторы, сервоприводы... Часть электроники мы, кстати, сами разработали: подсветку, плату управления питанием и хабы.

Проблема в том, что сейчас просто нет классификатора подобных роботов. Есть роботы-конструкторы, ими снабжают школы, но функционал у них сильно меньше. Мы как раз с АСИ пытаемся поломать эту парадигму.

«Адам» на UAE Day in Skolkovo. Фото: Марк Смирнов

— Что бы вы сказали сейчас себе маленькому?

— Маленький я определенно обрадовался бы мне большому, потому что он бы увидел именно того человека, которым хотел стать в детстве.

Я бы сказал что-то вроде: «Ты столкнешься с множеством трудностей, но нужно просто идти вперед и верить своей интуиции, доверять своему внутреннему голосу, ничего не бояться. Ты всё сможешь!»

Интервьюер
Иван Сурвилло
Журналист, интервьюер,
автор второго сезона
«Страну меняют люди»