Александр Железняк и проект «Возрождение системы всесоюзных маршрутов»

Александр Железняк, победитель форума «Сильные идеи для нового времени», предлагает провести инвентаризацию советских туристических маршрутов в регионах и обеспечить их обустройство, возродить систему туристских приютов и альплагерей и создать единую цифровую платформу с подробной информацией об этом.

В рамках проекта АСИ «Страну меняют люди» Александр рассказал о том, как важно пересмотреть опыт прошлого и применить его к нынешним условиям, обеспечив управляемый поток туристов и экономический смысл маршрутов.

Фото из личного архива

Наш проект оживляет наследие активного пешеходного туризма, которое процветало в советское время. Эта система включала огромное количество элементов: плановые маршруты, люди, гиды, приюты... В пиковые годы через нее проходило до 80 миллионов туристов в год.

В современном мире мы стали свидетелями революции в технологиях и мобильности. Не надо, как раньше, таскаться с 80 или 120 литровым рюкзаком, снаряжение и одежда стали легче и функциональнее. Дороги стали лучше, транспорт стал доступнее. Но система маршрутов почти утрачена. Одна из целей нашего проекта — привлечь внимание к этому уникальному наследию.

Правда, в отличие от времен Советского Союза, наша страна функционирует по иным принципам. Для простой установки навигационных столбиков в лесу необходимо пройти через очень сложные процедуры легализации. Причем при создании нормативно-правовой базы явно никто не учитывал интересы туристов.

К примеру, по всей России существует проблема с туалетами на природе. Их почти нет даже в очень популярных местах отдыха, на том же Байкале. Даже если какой-то ответственный бизнес поставит современный туалет в лесу, надзорные органы с огромной вероятностью, придут и предпишут все закрыть, потому что по сегодняшним законам нельзя портить почвенный покров, нельзя выливать техническую воду или еще что-то нельзя. И таких примеров — множество.

— Почему все так?

— Мне кажется, сотрудники надзорных органов сами не очень часто выбираются на природу и потому не понимают проблемы как отрасли, так и реального сохранения природы. Если бы они видели, что происходит в наших лесах, когда красивое место для туристов превращается в общественный туалет, потому что туда приходит большое количество туристов...

Мы же хотим обеспечить устойчивое взаимодействие между туристами и природой, сделать так, чтобы природные ресурсы восстанавливались, а без современной инфраструктуры эта проблема не решаемая. 

Необходимо учитывать, как поток из тысяч или десятков тысяч туристов может повлиять на окружающую среду. Если территория не подготовлена, она будет буквально растоптана. Туристы начнут ставить костры, мусорить... Очень важно создать такие условия, чтобы природа не пострадала от их активности.

Причем печальных примеров у нас очень много: Териберка, Байкал, Приэльбрусье. Этого можно добиться только продуманной инфраструктурой, это единственный путь, который прошли многие страны мира, где случился бум в сфере природного туризма.

— Важна безопасность для природы

— И безопасность для туристов! Отправлять тысячи людей в лес без нормальной инфраструктуры — рискованно. Они будут теряться, травмироваться, погибать, а государство будет вынуждено тратить ресурсы на их поиски.

Возвращаясь к проекту. Важно, что мы не хотим просто воссоздать то, что было. Мы хотим пересмотреть опыт прошлого и применить к нынешним условиям с учетом современного опыта и технологий. Маршруты же не могут проходить только по природным красотам. На пути будут различные населенные пункты, сельхозугодья, особо охраняемые природные территории... Каждая из этих локаций требует своей инфраструктуры и своего подхода. 

Мы ведем работу с разными инстанциями, чтобы активизировать обсуждение и поддержание интереса к активному туризму. Мы должны объяснить государству, почему это необходимо. Показать, что это не только сохранение природы, но и вклад в будущее.

Простой пример: за последние двадцать лет поток туристов на Камчатке вырос более чем в десять раз до 300 тысяч в год и продолжает увеличиваться как снежный ком. Судя по тем бизнес-проектам, которые идут на Камчатку, через десять лет там может быть уже миллион туристов.

Разумеется, природные территории сейчас еще не готовы принимать такой огромный поток. Если не создавать инфраструктуру, через -дцать лет от красот Камчатки ничего не останется. К счастью, губернатор понимает всю важность бережного и аккуратного подхода к проблеме и постоянно озвучивает необходимость обустройства природных территорий, теперь нужны системные изменения.

— И президент поддержал идею разработки закона о национальных тропах...

— Да, но разработка закона — не мгновенный процесс, он может занять много времени. А природа уже сейчас страдает от стихийного потока туристов. Мы хотим, чтобы он был управляемый и регулируемый. 

> 14 000
пунктов проката и выдачи туристского
снаряжения работало в СССР
80 000 000
туристов участвовало в походах в 1974
> 6 000
маршрутов местного значения было в СССР

Мировая практика показывает, что такой подход возможен. Например, национальные парки в США ежегодно принимают 330 миллионов туристов. А вообще в США на природу, по разным оценкам, люди ежегодно совершают около миллиарда выездов. Их система справляется и вносит очень серьезный вклад в экономику страны.

Во всем мире аутдор-туризм (активный или природный) в странах, где он развит, составляет от 3% до 5% ВВП. То есть создание и поддержание инфраструктуры для него это окупаемая история, государство внакладе не останется, если правильно все сделать.

— Если?

— Тропы не могут существовать в вакууме. Если тропа имеет экономический смысл, то она будет жить и будет востребована. А если она востребован, это принесет деньги в экономику.

Очень важен баланс. Есть три компонента: местные жители, государство и природа. Если один из них, скажем, экономическая выгода для местных жителей, просядет, то они начнут охотиться, браконьерить, и туристы для них станут врагами. Если государство, второй компонент, не увидит в этом интереса, то не будет вкладываться в инфраструктуру. А если мы не будем заботиться о природе, третий компонент, то через 10–20 лет заросшие и неухоженные тропы будут никому не нужны.

Главная цель проекта — создать устойчивую модель туризма, в которой все факторы будут сбалансированы. Это модель, где все выигрывают: и местные жители, и государство, и природа.

— Слушаю вас и думаю, какая же это большая работа.

— Очень!

Чтобы понять, как долго могут создаваться такие проекты, можно взглянуть на Аппалачскую тропу в США. Тропа протяженностью около трех тысяч километров идет вдоль Восточного Атлантического побережья Соединенных Штатов. Ее создание началось в 1925 году, когда принялись проектировать и делать собственно саму тропу. И только в 2014 году был приобретен последний участок под Апалачской тропой, что гарантирует, что ее никто не застроит, не поставит шлагбаум.

— Какой вы видели самый классный поход в мировой практике с точки зрения инфраструктуры?

— Думаю, те же национальные парки в США. Они сумели эффективно решить сложные вопросы, связанные с организацией туризма. Сейчас это классно организованные пространства для туризма с проработанной, понятной и безопасной инфраструктурой.

Конечно, у национальных парков в США тоже возникают сложности. Например, в природном национальном парке Грейт-Смоки-Маунтинс ежегодно бывает до 13 миллионов посетителей. В период пиковой нагрузки ситуация там кошмарная. То же самое относится и к Йеллоустоуну, где каждый год бывает до 4 миллионов посетителей. Однако эти проблемы возникли уже после масштабного увеличения потока туристов. Мы пока далеки от таких масштабов, у нас другие задачи. Но нам повезло, что опыт чужих ошибок позволяет нам избежать их повторения.

— Почему вам так важно этим заниматься с человеческой точки зрения?

— Для меня это вопрос самореализации.

Я много лет работал главным редактором National Geographic Traveler в России, но в какой-то момент уперся в вопрос: зачем? Журналистика же, по сути, производство макулатуры. Вот сделал ты журнал, его прочитали, поставили на полку, полгода его кто-то помнит, а потом забывает и выкидывает. Это причем самый оптимистичный путь. Короче, журналистика — это такая очень нематериальная самореализация. Я не очень понимал, ради чего я ей занимаюсь.

Я ушел работать в правительство Севастополя и там родился проект Большой Севастопольской тропы. Это система 250 км троп, охватывающих горы и леса вокруг Севастополя. 

Фото из личного архива


В 2015 году в середине декабря мы установили навигацию на протяжении первых 18 километров Большой Севастопольской тропы. Уже 1 января поступил звонок от службы спасения. Спасатели спросили: «Где находится столб с номером таким-то?» Мы ответили: «Там-то. А почему такой вопрос 1 января?» Оказалось, что группа людей потерялась: они вышли в поход, но неправильно рассчитали время. Слева утес, справа обрыв. Им страшно, темно, с ними дети. Увидели столб с номерами службы спасения и решили позвонить. То есть всего через две недели после старта проекта на местности мы решили чьи-то серьезные проблемы. 

Когда мы стартовали, нагрузка на тропу составляла порядка 300 тысяч человек в год. Думаю, она может вырасти до миллиона туристов и больше. Я побывал наверное более чем в 50 странах мира и видел, как у них подобные проекты сделаны. У нас же сейчас очень криво с природными маршрутами и с инфраструктурой, хотя и спрос есть, и места красивые, и иностранцы приезжают...

Мне очень хочется, чтобы было не криво, а было на том же уровне или лучше, чем у других. Очень круто быть у истоков этого процесса. Ты осознаешь, как все меняется в лучшую сторону, благодаря тебе и твоим коллегам. 

Это след, который останется после тебя на десятилетия и больше.

Интервьюер
Иван Сурвилло
Журналист, интервьюер,
автор второго сезона
«Страну меняют люди»