В Сколково оценили вероятность создания искусственного интеллекта, сопоставимого с человеческим

Технологии на основе искусственного интеллекта станут неотъемлемой частью всех сторон жизни людей, включая национальную безопасность. К такому выводу пришли участники конференции «Skolkovo.AI», которая прошла в Гиперкубе «Сколково» 14 ноября 2016 года. 

Ученые, эксперты и технологические предприниматели не смогли найти однозначного ответа на вопрос «Удастся ли в обозримом будущем создать суперинтеллект - искусственный интеллект, сравнимый с человеческим?», однако признали, что все предпосылки для этого уже есть.

Оптимисты

Оптимистичный прогноз озвучил заведующий отделом нейроинформатики НИИСИ РАН Виталий Дунин-Барковский, который считает, что суперинтеллект можно создать за 5 лет, если подойти к решению этой задачи комплексно. «Мне кажется, что никто не делал, а надо делать интегральную интеллектуальную систему, ориентируясь на функциональные компоненты, функциональную структуру и функциональные возможности мозга», - сказал он.

Противодействовать потенциальному негативному поведению суперинтеллекта (восстанию машин – прим.) сможет система управления репутацией, считают оптимистично настроенные эксперты. Защищенная блокчейном история поведения искусственного интеллекта (ИИ) должна стать рекомендацией для применения или отказа тех или иных сервисов, отметил лидер направления «Нейроассистенты» рабочей группы «Нейронет» Национальной технологической инициативы (НТИ) Сергей Шумский. Он пояснил, что разделение программ на хорошие и подозрительные уже сейчас используется в работе антивирусов. Для беспилотников можно создать инфраструктуру, которая будет пропускать в зону своей ответственности аппараты только с хорошей репутацией встроенного ИИ.

Скептики

«Все ИИ нацелены на узкие ниши. Для того, чтобы сделать искусственного садовника, канал получения данных у него должен быть с такой же пропускной способностью, как у человека-садовника. Но если посмотреть на “закон Мура” для возрастания пропускной способности каналов, то мы увидим, что в ближайшие 100 лет нам это не грозит», - заявил директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков.

«Компьютер научился решать сложные задачи по распознаванию текста и образов. Но если перед ним стоит человек, а рядом лежит его паспорт, то робот сам не сможет узнать его фамилию. Ему надо это объяснить», - привел пример очевидного недостатка ИИ генеральный директор ABBYY Россия Юрий Корюкин.

Глава компании «Наносемантика» Аркадий Цандлер продемонстрировал диалог человека и робота, из которого не все участники «Skolkovo.AI» смогли понять, кто именно из собеседников - программа. Аркадий Цандлер спрогнозировал дальнейшее развитие чат-ботов, нацеленных на отдельные темы. При этом он отметил, что проблемы с пониманием контекста и синонимов не позволят роботам полностью подражать человеку. «Главное -перестать думать, что мы будем общаться с роботами как с людьми. Да, на человеческом языке, но мы всегда сможем отличить робота от человека», - пояснил он.

Искусственный разум будет нишевым, но вездесущим

В создании универсального ИИ многие сомневается, но отмечают, что в некоторых сферах способности ИИ сравнимы с человеческими - например, в рекомендательных сервисах (просмотр фильмов, подбор книг). А за счет применения технологии «глубокого обучения» за последние 5 лет достигнут стремительный прогресс в распознавании голоса и образов.

«Сейчас решена сложная задача распознавания образов на уровне человека: будь то образы или речь. Человек делает те же 4-5 % ошибок», - сообщил Сергей Шумский. 

Рынок продуктов, использующих технологии глубокого обучения, по прогнозам компании Tractica, к 2024 году достигнет $ 10,6 млрд.

Представитель Microsoft в России Михаил Черномордиков напомнил, что корпорация достигла максимальной капитализации на фоне значительных вложений в ИИ, над развитием этой технологии в Microsoft постоянно работает 5 тыс. человек.

Американские военные считают искусственный интеллект и робототехнику очередным видом оружия, меняющим расстановку на театре военных действий, заявил Альберт Ефимов, руководитель робототехнического центра «Сколково». Предыдущими были атомная бомба и высокоточные боеприпасы.

Технологии искусственного интеллекта не могут быть использованы в одностороннем порядке, так как у него «отсутствует национальная идентификация», предупредил советник генерального директора Фонда перспективных исследований Сергей Васильев. Он заявил, что ИИ можно использовать как в качестве оружия защиты, так и нападения: «Кажется, что можно не зависеть от генералов, а только экономическим способом решать вопрос, отсылая ИИ на войну. Но это иллюзия. Вместо солдат будут сисадмины».

Искусственный интеллект останется «на главных ролях» в обеспечении нацбезопасности. «Уверен, что скоро тематика круглых столов будет “можем ли мы сделать что-то, чтобы тематикой было что-то кроме ИИ и нацбезопасности”», - считает Дмитрий Песков.

Изобретать этику или внедрять три закона робототехники уже поздно. «Опоздали, крылатую ракету можно собрать в гараже», - образно описал проблему руководитель робототехнического центра «Сколково» Альберт Ефимов. Он добавил, что ключевым элементом противоборства становится сбор данных, это очень серьезный вопрос национальной безопасности.

Проблемы обучения

Технологии обучения станут главным ресурсом развития искусственного интеллекта, считают участники «Skolkovo.AI». Без базы знаний и способности обучаться возможности ИИ ограничены. Компании, агрегирующие максимальный объем данных, такие как Google и Facebook, часто делятся технологиями, разработанными на их основе, но не самой базой данных.

Для ускорения совершенствования ИИ необходимо научить его понимать неструктурированную информацию, считает гендиректор Vision Labs Александр Ханин. «Я думаю, это основная проблема, а не в больших данных или мощностях. Важно придумать что-то, чтобы модели ИИ могли обучаться по неразмеченным данным», - сказал он.

Ответственность за действия робота возложена на человека, что, по словам директора по науке IT-кластера «Сколково» Николая Суетина, тормозит развитие искусственного интеллекта, однако переложить ее на ИИ нельзя - возникнет «паралич управления».

Неизбежные изменения

Участники «Skolkovo.AI» сошлись во мнении, что, несмотря на недостатки продуктов с искусственным интеллектом, его использование неизбежно во многих сферах жизни - от персональных ассистентов в смартфонах до «мозга» глобальных систем, управляющих движением в городах и обеспечивающих нацбезопасность. Для новых достижений в применении ИИ предстоит преодолеть не только технологические, но и административные барьеры - чтобы получить авторские права на созданные объекты, зафиксировать ответственность ИИ за результаты принятых решений и т.д., необходимы изменения законодательства.

*Материал подготовлен редакцией сайта АСИ совместно с направлением «Молодые профессионалы».