Технологические кружки по нейропилотированию, беспилотному наземному и воздушному транспорту откроются в 2015 году

Рабочая группа Национальной технологической инициативы (НТИ) «Кружковое движение» представила обновленную «дорожную карту», первые этапы которой будут реализованы уже в 2015-2016 годах.

«Основная цель рабочей группы - обеспечить кадровую поддержку растущим компаниям на новых технологических рынках к тому времени, когда у них возникнет потребность в расширении и масштабировании, а сегодняшние школьники, участники кружков, вырастут, - сообщил Дмитрий Земцов, лидер рабочей группы «Кружковое движение», директор по управлению образовательными программами Университета машиностроения (МАМИ).- Другая наша цель - содействовать развитию технологических кружков взрослых, сообществам мейкеров».


В конце ноября 2015 года нескольких регионах Россия появятся первые детские технопарки. Эта задача реализуется в рамках стратегической инициативы «Новая модель дополнительного образования детей». Для обеспечения «прорывных» кружков зачастую не существует готовых комплектов оборудования - например, конструкторов или программного обеспечения. Проблема актуальна не только для России, но и во всем мире. Поэтому одно из значимых направлений в работе группы - стимулировать лидеров кружков к участию в программах поддержки малого бизнеса и разработке технологического обеспечения как для детских кружков, так и для сообществ изобретателей-мейкеров.

Еще одна задача рабочей группы - вовлечь в работу кружков как школьников, так и технологических лидеров, которые будут вести в свободное время занятия по прорывным технологиям. По мнению участников рабочей группы НТИ, для творчества и развития навыков проектирования прорывных технологий нужны сообщества и среды, а не вертикально интегрированные модели управления. Именно поэтому «дорожная карта» по формированию кружкового движения направлена на поддержку форматов, в которых сообщества могут организовываться и развиваться в благоприятной экосистеме.


Один из форматов поддержки кружковых сообществ - ресурсные центры, площадки с доступным оборудованием и консультантами, но без жестких целеустановок и регламентов. Пример такого ресурсного центра - FabLab Polytech, который был основан участником рабочей группы Игорем Асоновым. Фаблаб – это открытая среда, куда школьник может прийти с любым запросом: например, сделать электро-скейт или собрать коптер. Фаблаб обеспечивает доступ к оборудованию (фрезерному станку, 3-D принтеру и так далее), а также эспертную поддержку старших товарищей.

В качестве эффективного инструмента развития технологических сообществ и команд рабочая группа выделяет инженерные соревнования, такие как: фестиваль «Робофест», интегрирующий множество разных практик в области робототехники; соревнования Junior Skills; российские этапы соревнований «Солнечная регата» и Formula Student. Создаются собственные программы, претендующие на международный уровень. Их правила и регламенты создают социальную среду, которая подталкивает к конкретному и быстрому технологическому развитию, но не сковывают свободу самоорганизации команды.

PeskovDN.jpg
Дмитрий Песков Директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив
«Сейчас подрастает так называемое поколение скрытых инженеров, которые пойдут в вузы через три-четыре года. Наши ребята уже сегодня выигрывают мировые технологические чемпионаты - от разработки программного обеспечения до подводной робототехники или запуска спутников. Мы надеемся, что когда они будут выходить на рынок, то придут со своими идеями, а не копиями западных интернет-магазинов. Поэтому одна из ключевых задач НТИ - развивать кружковое движение. Включение олимпиады НТИ в перечень Минобрнауки – это в хорошем смысле наглая инициатива. При этом речь идет не просто о соревнованиях международного уровня. У нас соревнования России и Белоруссии – уже международные. Нам интересны только те программы, где мы будем задавать стандарты глобальных соревнований. Например, в Junior Skills мы выходим на этот уровень, а в отношении Future Skills мы уже получаем гигантское количество запросов от зарубежных участников».

Рабочая группа отмечает существование системной проблемы: для учеников 11 классов возможность участия в технологических кружках сводится к нулю – в это время они вовлечены в «гонку» за баллами ЕГЭ или успехом на предметных олимпиадах по физике, математике, информатике. Этот фактор не только «обескровливает» программы дополнительного образования в сфере НТТМ, но и в прямом смысле ломает представления технологически-ориентированного школьника о своем будущем. Организаторы кружкового движения считают, что молодой инженер должен иметь четкую карьерную траекторию, так же, как юный физик или биолог. Приоритетная инициатива рабочей группы «Кружковое движение» - «Олимпиада НТИ»: интеграция нескольких инженерных соревнований в систему, покрывающую основные запросы рынков НТИ. Комплексная инженерная олимпиада, по их мнению, должна войти в перечень Минобрнауки России и расширить приток абитуриентов в инженерные вузы.