«Климат - контроль» муниципальных образований: в Свердловской области появились рекомендации для работы с инвесторами на муниципальном уровне

В Свердловской области завершается формирование системы мониторинга состояния муниципального инвестиционного климата, которая позволяет определить степень готовности муниципалитетов региона к эффективному и грамотному сотрудничеству с инвесторами.

Первый этап внедрения этой системы стартовал в 2012 году. Главы муниципальных образований Свердловской области ежегодно формируют инвестиционный паспорт, содержащий полную информацию о муниципальном образовании более чем по 400 актуальным для действующих и потенциальных инвесторов параметрам. Среди этих параметров: наличие экономических, трудовых, инфраструктурных, природных, инвестиционных ресурсов. Указанная информация публикуется в открытом доступе на Инвестиционном портале Свердловской области.

В августе-сентябре 2014 года в Свердловской области стартовал второй этап внедрения системы мониторинга муниципального инвестклимата. По инициативе губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева была разработана и апробирована методика оценки инвестиционного климата в муниципальных образованиях. 

Для оценки эффективности этой методики были выбраны 5 муниципальных образований (пилотов) с различными экономиками, а также 1 закрытое территориальное образование.

Апробация проходила на основе опроса предпринимательского сообщества и изучения экспертных мнений. Для обеспечения объективности результатов учитывались также данные официальной статистики. Параллельно стартовавшему пилотному рейтингу муниципалитетов в Свердловской области реализовывалась технология оценки инвестиционного климата в муниципальных образованиях по методу «контрольной закупки».

Технология «Контрольной закупки»

«Легенда инвестора»: Пензенский цементный завод ООО «Азия Цемент» расширяет производство и планирует найти площадку в Свердловской области для снижения издержек при транспортировке продукции на рынок севера Урала и Азии. Требования к площадке: 20 га; подъезд к железнодорожным путям, к автомобильной дороге на Тюмень или Курган. Проектная мощность 1,8 млн. тонн в год (сухим способом). Потенциальный инвестор нашел информацию о возможных местах размещения предприятия на Инвестиционном портале Свердловской области. При выборе муниципальных образований в Свердловской области, в которых можно было бы провести «Контрольную закупку инвестора», учитывалась следующая полезная информация: разведанные месторождения глин или мергелей (для производства цемента), а также наличие транспортных путей и логистических схем на территории Свердловской области.

«Тайный инвестор» звонил по телефону ответственному за реализацию инвестиционной политики в муниципальном образовании и задавал типовые вопросы о возможности размещения производства:

  • имеется ли свободная площадка промышленного назначения площадью 20 га? Сколько км от Екатеринбурга?
  • на каких условиях можно получить земельный участок?
  • сколько это займет времени?
  • какие подъездные пути имеется к указанной площадке?
  • какие коммуникации подведены? Если надо что-то тянуть – сколько километров? Имеются ли резервные мощности по подключению?
  • имеется ли резерв свободной рабочей силы? Это неквалифицированные рабочие, люди со среднеспециальным образованием или преимущественно люди с высшим образованием?
  • какая средняя зарплата в муниципальном образовании?

В процессе опроса фиксировалась следующая информация:

  1. c какого раза удалось дозвониться, мог ли общаться ответственный или просил перезвонить;
  2. может ли ответственный предоставить необходимую информацию по заданным вопросам, задает ли уточняющие вопросы;
  3. проявляет ли заинтересованность в общении с инвестором, насколько он вежлив, приглашает ли на встречу для сотрудничества или же ведет себя иным образом.

Итоги «Контрольной закупки инвестора»

Из-за номинального назначения ответственных за инвестиционную политику на уровне главы муниципального образования или его заместителей, у потенциальных инвесторов возникли сложности при попытках дозвониться до указанных лиц.

4 из 5 представителей муниципальных образований, на которых в итоге перевели звонок, настаивали на необходимости направления официального запроса в адрес главы муниципального образования с указанием точных параметров инвестиционной площадки для получения консультации. Ответившие на звонок должностные лица четырех муниципалитетов не смогли подробно проконсультировать «инвестора» о наличии и характеристиках инвестиционных площадок на территории муниципального образования.

На этом фоне результаты «контрольной закупки» в пятом муниципальном образовании на порядок превзошли остальных. Ответственный за инвестиционную политику города проявил компетентность, заинтересованность и доброжелательность при телефонном разговоре с потенциальным инвестором. Сообщил, что инвестору предоставят льготу по земельному налогу для вновь открывшихся предприятий (ставка налога 0 процентов), предлагал различные варианты сотрудничества на территории муниципалитета и сопровождения инвестора с момента создания бизнеса.

По результатам «контрольной закупки» и ранжирования «пилотных» муниципальных образований методика оценки будет актуализирована. Планируется также провести синхронизацию с работой, которая ведется региональным отделением «Деловой России».

Ранее представители «Деловой России» уже представляли собственную методику оценки инвестиционной привлекательности муниципальных образований. Они также активно участвуют в реализации инициатив Министерства инвестиций и развития, в частности, проводят экспертизу инвестиционной стратегии, один из блоков которой посвящен деятельности муниципальных образований.

Председатель Свердловского регионального отделения «Деловой России» Леонид Гункевич: «В Свердловской области, экспертами регионального отделения «Деловой России» совместно со специалистами консалтингового бюро G1 была разработана уникальная методология оценки инвестиционного климата муниципальных образований. При разработке учитывалась методология ранее проведенного Национального рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов РФ и позиция делового сообщества Свердловской области. Очень важно понимать, что оценка инвестиционного климата, это каждодневная работа не только органов государственной и муниципальной власти, но представителей бизнеса. Причем работы совместной. Поэтому мы считаем, что очень важно выстроить культуру работы власти с бизнесом. Необходимо привить чиновникам на уровне области и муниципалитетов навыки и качества, которые будут давать результат для всех. Для этого Правительство должно на системной основе оценивать эффективность работы с инвесторами - проводить «контрольные закупки», оценивать вместе с экспертным сообществом стратегии муниципалитетов, доступность информации об инвестиционных площадках. В настоящее время работа в этом направлении уже ведется. Правительство Свердловской области принципиально изменило подход к вопросам создания инвестиционного климата. Организация работы министерства по инвестициям и развитию дает возможность для внедрения проектного подхода и координации действий всех подразделений правительства. Сегодня мы видим, что команда министерства инвестиций и развития идет навстречу и готова к взаимному обмену опытом с деловым сообществом. Уверен, это принесет пользу всем».

По итогам анализа «продвинутых» и «проседающих» показателей Правительство Свердловской области разработало рекомендации органам местного самоуправления на 2015 год.

Ключевые положения рекомендаций органам местного самоуправления:

  1. Обеспечить создание грамотной управленческой команды в части формирования и реализации инвестиционной политики муниципального образования. Работа такой управленческой команды должна системно охватывать как «домашних» инвесторов, формообразующих бюджет территории, так и потенциальных. В отношении внешних инвесторов «лицом» командной работы должен стать муниципальный «фронт-офис» для оперативного «знакомства» с муниципалитетом.

  2. В полном объеме использовать уже имеющиеся у муниципалитета ресурсы: активно использовать сайт администрации и Инвестпортал для размещения информации для инвесторов по имеющимся ресурсам и инвестиционным площадкам.

  3. Актуализировать нормативно-правовую базу, касающуюся привлечения инвестиций в муниципальном образовании и утвердить план мероприятий (дорожную карту) по улучшению инвестиционного климата.

  4. Внедрить механизм оценки регулирующего воздействия в процессе принятия решений на муниципальном уровне.

С 2015 года рейтинг муниципальных образований Свердловской области станет полномасштабным инструментом оценки эффективности усилий местных органов власти по улучшению инвестклимата на вверенной им территории. По результатам оценки состояния инвестиционного климата Министерство инвестиций и развития подготовит сборник лучших муниципальных практик в Свердловской области, рекомендованных для дальнейшего тиражирования.

Руководитель «блока развития» в Правительстве Свердловской области Алексей Орлов: «Главная цель системы мониторинга – не сравнить муниципальные образования между собой, ведь каждое из них уникально и обладает своими конкурентными преимуществами, а добиться обеспечения общего экономического развития регион за счет повышения инвестиционного климата каждого муниципального образования в Свердловской области».

Глава Березовского городского округа Евгений Писцов: «Всем нам нужна, во-первых, понятная и стабильная внешняя и внутренняя государственная политика, налоговая политика, стимулирующая предпринимательскую инициативу, позволяющая заниматься долгосрочным бизнес-планированием, эффективное, а значит работающее законодательство, нетерпимое отношение к коррупции и отсутствие административных барьеров. Все перечисленное объединяется в одно понятие - инвестиционная привлекательность – вот главный проводник в завтрашний день… Берёзовский городской округ готов в совместной работе с Правительством Свердловской области стать пилотной территорией по отработке системы повышения инвестиционной привлекательности муниципалитетов в Свердловской области. Считаю, что ключевая задача муниципалитетов заключается в том, чтобы предприниматель, почувствовав реальную поддержку на начальных этапах своего проекта, инвестировал в проект, создавая новые рабочие места, добился успеха».

В ближайшей перспективе Свердловская область планирует сформировать устойчивую межмуниципальную систему, обеспечивающую благоприятный инвестиционный климат в муниципальных образованиях и на прилегающих к ним территориях.

Руководитель Представительства Агентства стратегических инициатив (АСИ) в Уральском федеральном округе Даниил Мазуровский: «Выход на муниципальный уровень в инвестиционной политике власти - это закономерное решение, потому что инвестор приходит именно в муниципальные образования, именно там решает конкретные вопросы. Осенью 2014 года АСИ презентовало «Атлас лучших муниципальных практик». Из этого сборника можно брать на вооружение все практики, поскольку они проверены реальными результатами в работе с малым и средним бизнесом. Методику оценки инвестиционной привлекательности муниципалитетов после пилотного варианта желательно скорректировать, привлекая к этой работе деловые сообщества (прежде всего «большую четверку»). Необходимо в максимальной степени синхронизировать её с методикой Национального рейтинга, проводимого сейчас в стране. Но главное - в сотрудничестве с региональными властями и деловыми сообществами, с пониманием того, что мы решаем общую задачу, после проведения рейтинга инвестпривлекательности во всех муниципальных образованиях региона, уже с 2015 года необходимо внедрять лучшие практики для достижения конкретного результата».