Владимиру Путину представили идеи по обеспечению технологического суверенитета России

Фото: Олег Барханов

Президент России Владимир Путин ознакомился с предложениями по обеспечению технологического суверенитета России на пленарном заседании форума «Сильные идеи для нового времени», организованного АСИ и Фондом Росконгресс вместе с ВЭБ.РФ. Инициативы представил директор направления «Молодые профессионалы» АСИ, спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков.

Идеи касались развития «цифрового неба», которые смогло бы объединить спутники и беспилотники в единую систему, обеспечению безопасности критической инфраструктуры, технологичному освоению земель и созданию центров развития передовых технологий за рубежом.

«Логика технологического суверенитета вывел наверх огромное количество новых, больших, амбициозных проектов. Так как идей стало сильно больше, предложение – сделать по технологиям отраслевые треки и связать их с профильными госкорпорациями. Идеи, которые предлагают инженерные команды, изобретатели, могли бы очень серьезно достраивать те программы НИОКР, которые эти корпорации ведут», - заявил Дмитрий Песков.

Говоря о проектах-победителях, он упомянул три инициативы, работающие по принципу «земля как технология». Первая идея предполагает «реновацию» северной почвы, меняющейся под действием климата, чтобы предотвратить быстрое таяние вечной мерзлоты и развить животноводство. Вторая идея касается сверхчистого сельского хозяйства, в котором не будут применяться ГМО и химические удобрения, вместо этого будут использоваться биологические торфяные удобрения. Сверхчистую пищу можно затем экспортировать в дружественные страны, подчеркнул Дмитрий Песков. Третья идея затрагивает инновационную технологию по созданию черноземных земель на месте пустынь, предполагается, что такой проект может быть реализован вместе с одной из стран Персидского залива.

Во время заседания выступил директор фонда целевого капитала Сколтеха Андрей Шкеть, который предложил создать международную сеть современных центров поддержки компетенций и технологий в дружественных странах. Для этого предлагается вовлекать компании технологического сектора экономики, ведущие институты развития, университеты для продвижения российских и совместных программ общего и дополнительного технического образования. Также Шкеть предложил создавать программы целевой подготовки высококвалифицированных молодых кадров на рынках труда стран ЕАЭС и БРИКС+. По мнению лидера проекта, необходимо наладить партнерство с российскими и местными компаниями для построения индивидуальных траекторий карьерного развития и самореализации молодежи.

Проект позволит создать внутригосударственную образовательную и технологическую повестку в других странах. Компании, входящие в синдикат финансирования данных проектов, получат четкие механизмы выполнения экономических и кадровых задач. Пилотный центр планируется создать в Бишкеке для продвижения российских знаний, технологий и конечной продукции на рынки дружественных стран. Шкеть попросил президента поддержать распространение проекта в других городах, например, в Ташкенте.

Владимир Путин поддержал инициативу, отметив, что в Казани 21 февраля встретится с коллегами из Казахстана, Киргизии и Узбекистана. «Я с ними обязательно переговорю. Там [в этих странах] есть талантливые люди, интересные разработки. Конечно, они заинтересованы не только в том, чтобы что-то покупать в России. Они заинтересованы в совместной работе по высокотехнологичным направлениям, я уверен, что и по линии фундаментальных исследований тоже. Поэтому совершенно точно ваше предложение будет положительно принято коллегами, с которыми я завтра переговорю», - сказал Владимир Путин.

Дмитрий Песков рассказал еще об одном проекте директора подмосковного колледжа «Энергия» Нерсеса Нерсесяна «Повышение образовательного потенциала школ при преподавании предметов технологического и естественно-научного профиля на базе инфраструктуры СПО». Автор идеи предлагает создать стек образовательных высокотехнологичных инфраструктурных платформ, предназначенных для преподавания технологических и естественно-научных дисциплин в школах на базе учебной инфраструктуры колледжей и техникумов.

Это позволит развивать у абитуриентов, которые сейчас имеют преимущественно теоретическую подготовку по химии и физике, умения и навыки в области практической подготовки и экспериментов. Кроме того, появится пул преподавателей, владеющих навыками использования высокотехнологичных лабораторий при преподавании в школе. Нерсесян предлагает испытать проект в «Энергии», а по итогам года распространить модель на остальные учреждения СПО региона.