Студенты и преподаватели вузов назвали главные тренды будущего по технологиям, климату и экологии

Фото: Shutterstock

Развитие искусственного интеллекта (ИИ), борьба с загрязнением мирового океана и повышение его температуры – главные тренды будущего в направлениях технологий, климата и экологии. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Образ будущего по мнению студентов России», которое провел Центр исследований и методологии АСИ. Учащиеся и преподаватели вузов 65 регионов проходили опрос и выделяли главные тренды на ближайшие годы по восьми направлениям: «Демография», «Климат и экология», «Технологии», «Продовольствие», «Здоровье и пандемии», «Космос», «Энергетика», «Социокультура». В каждом направлении респонденты среди пяти - десяти трендов указывали до трех, которые они считают самыми важными.

Большинство опрошенных (87 %) – это студенты, преимущественно первого курса (36 % респондентов), второго (26 %) и третьего (18 %). Среди самых активных участников опроса - представители Центрального федерального округа (34 %) и Приволжского федерального округа (23 %).

По мнению 75 % студентов и 70 % преподавателей, проблема загрязнение мирового океана и повышение его температуры – один из самых важных климатических трендов будущего. Большая часть респондентов – 84 % педагогов и 81 % учащихся – указали на важность развития искусственного интеллекта (ИИ) и прорывов в производительности труда. В сфере социокультуры почти половина опрошенных выделила влияние ИИ на рынок труда. Кроме того, порядка 50 % участников опроса обратили внимание на необходимость развития электротранспорта и транспорта на альтернативных видах топлива.

Трендами-аутсайдерами в направлениях по итогам опроса стали развитие возобновляемых источников энергии («Энергетика») и создание цифровых двойников здоровья граждан («Здоровье и пандемии»), а также смена приоритета от NetZero к вопросам климатической адаптации («Климат и экология»). Кроме того, среди наименее важных трендов в сфере космоса респонденты указали радикальное снижение стоимости доставки грузов на орбиту.

При этом 59 % преподавателей и 52 % студентов обратили внимание на рост неравенства в мире и формирование миграционных трендов. Вместе с тем, 51 % учащихся и 43 % педагогов обеспокоены ростом числа онкологических, сердечно-сосудистых и редких заболеваний у населения.

Говоря про космос, 60 % преподавателей и 57 % студентов указали на важность развития космических технологий, а также выработку новых подходов к их производству. Еще 58 % учащихся и 50 % педагогов выделили тренд «Рост спроса на еду за счет роста населения и процессов урбанизации». Наибольшая разница в оценках студентов и преподавателей наблюдалась по трем трендам в направлениях «Энергетика» и «Климат и экология». Так, 63 % учащихся и 49 % педагогов обеспокоены глобальным потеплением; 55 % преподавателей и 45 % студентов выделили развитие технологий повышения энергоэффективности; 42 % студентов и 31 % педагогов указали на развитие систем накопления энергии сетевой инфраструктуры.