В Москве наградили лауреатов премии «Архитектура неба»

Фото: Артем Ганжа | НТИ

В Москве прошла церемония награждения победителей премии «Архитектура неба», задача которой – продвижение, популяризация и поддержка прорывных технологических проектов и решений российских компаний, научных центров и образовательных организаций в области беспилотных авиационных систем (БАС). Лауреатами премии стали лидеры 44 проектов – это ученые и разработчики, внесшие вклад в развитие отрасли отечественных беспилотников.

«Наша премия посвящена востребованным технологичным решениям, изобретателям и предпринимателям нашей страны. Сегодня масштаб разворачиваемого в России производства дронов, степень его разнообразия, инженерные таланты наших конструкторских бюро и производителей превосходят все наши самые оптимистичные прогнозы. За прошедший год наши изобретатели добились потрясающих результатов, и сегодня мы награждаем представителей отрасли БАС, ожидая в следующем году еще больше новых достижений и прорывных проектов», - отметил директор направления «Молодые профессионалы» АСИ, спецпредставитель Президента России по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков.

Номинации премии соответствуют тематике пяти федеральных проектов, входящих в нацпроект «Беспилотные авиационные системы», который должен быть запущен 1 января 2024 года:

  • «Кадры для беспилотных авиационных систем»

  • «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем»

  • «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные системы»

  • «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих»

  • «Перспективные технологии для беспилотных авиационных систем»

Например, в номинации «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих» премию получил директор «Лаборатории будущего» Александр Лемех за проект мобильной зарядной станции для дронов от линий электропередач. Зарядная станция «Гнездо» предназначена для дронов мультироторного типа массой до 20 кг, мощность самой станции — 80 Вт, что обеспечивает заряд любых коммерческих дронов в данном весовом сегменте. Установка и снятие станции с линий электропередач проводится другим дроном и не требует отключения линии. «Гнездо» подзаряжает бортовые аккумуляторные батареи беспилотников, которые беспрерывно наблюдают за местностью, выявляют лесные пожары, ищут людей, занимаются съемками, обслуживают линии электропередач и трубопроводов.

«ЛЭП сегодня очень недооценены со стороны разработчиков БАС, ведь они есть по всей стране и, в частности, могут формировать транспортную инфраструктуру для беспилотников массой до 20 кг. Также возможности ЛЭП могут использоваться для доставки грузов дронами не на сотни, а на десятки тысяч километров. Наша разработки - это лишь сотая часть тех новых решений, которые были выпущены нами, отработаны и представлены заказчикам в этом году. Также в этом году мы открыли академию БАС, где опытные инструкторы учат молодых ребят управлять дронами. Еще в начале года мы не могли представить, что среди наших партнеров окажутся Росатом, Минздрав России, МЧС, центры медицины катастроф и лесоохраны. Мы готовы принимать новые вызовы рынка и отвечать на них», - заявил коммерческий директор «Лаборатории будущего» Павел Камнев.

GANJ1643.jpg

В числе проектов, победивших в номинации «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем», - решение по интеграции дронов в единое воздушное пространство научно-исследовательского центра «Аэроскрипт». Награду получил гендиректор центра Алексей Хрипунов. На первой в России цифровой платформе информационного обеспечения полетов дронов «Небосвод» центр производит интеграцию с китайскими беспилотниками DJI и дронами российских производителей, а также оцифровывает наземные риски при организации полетов. Платформа включает мобильные приложения. С марта 2021 года система работает по всей стране.

«За последнее время нам многое удалось сделать: помимо дронов фирмы DJI, мы интегрировали в наше решение всех отечественных производителей беспилотников. Около 90-95% дронов, которые у нас в стране производятся или к нам завозятся, могут быть постоянно подключены к нашей платформе, их можно постоянно наблюдать онлайн, они могут получать данные по воздушной обстановке и другие рекомендации по полетам. Мы уже создаем условия для массового использования беспилотников, и когда дронов станет еще больше, чем сегодня, то у них не будет никаких проблем с перемещением и с безопасностью полетов», - рассказал Хрипунов.

Среди победителей в номинации «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные системы» - гендиректор ассоциации «Аэронекст» Глеб Бабинцев, который участвовал в разработке нацпроекта «Беспилотные авиационные системы». Благодаря работе ассоциации подготовлено более 15 инициатив по актуализации законодательных требований и решения для устранения административных барьеров в области БАС. Предложения членов ассоциации легли в основу поручений Президента России по вопросам развития БАС и включены в Стратегию развития беспилотной авиации до 2030 года и на перспективу до 2035 года.

«Наша общая задача – выстраивать сложную систему коммуникаций, технологий и сценариев будущего в сфере БАС, к которой мы еще пока не приблизились. Создание архитектуры будущего неба и авиации – сложнейшая наукоемкая работа, которая поддается только увлеченным людям. За 2022-2023 годы мы провели огромное количество аналитики и экспертизы, подготовили предложения по разработке нормативно-правовых актов в сфере БАС. В результате мы пришли к выводу, что современная роботизированная и интеллектуальная авиация нуждается в новой «архитектуре», в которую входит необходимая для полетов дронов инфраструктура и поддерживающие сервисы, обеспечивающие высокую степень автономности работы. В нашей стране уже создаются такие решения, и мы продолжим работу в этом направлении», - отметил Бабинцев.

В номинации «Перспективные технологии для беспилотных авиационных систем» экспертный совет премии выделил первый беспилотный самолет сверхкороткого взлета и посадки «Партизан», который создается в СибНИА им. С.А. Чаплыгина с 2019 года. Аппарат сможет взлетать и садиться на площадку размером 50 на 50 м с высотой препятствий до 15 м. Дальность полета составит 1 тыс. км, максимальная скорость — свыше 300 км/ч, вес полезной нагрузки — до 1 т. Самолет также разрабатывается в пилотируемом варианте. Сейчас уже изготовлен первый экземпляр «Партизана», с декабря запланированы летные испытания для подтверждения его летно-технических характеристик. Премию получил руководитель лаборатории проекта «Партизан» Сергей Шейфер.

«Мы проделали большую работу, впереди нас ждут летные испытания демонстратора. Сейчас мы проводим статические испытания, уже подготовлен первый экземпляр аппарата. До мая следующего года мы будем подтверждать его летно-технические характеристики. Надеемся, что беспилотный аппарат в итоге поднимется в воздух и после этого будет доступен для лизинга», - сообщил Шейфер.

GANJ1836.jpg

«Архитектура неба» — специальная номинация премии «Технологический прорыв», которая проводится с 2020 года. Ее цель — популяризация научно-технологических решений и прикладных разработок российских ученых и технологических предпринимателей, а также повышение информированности граждан о достижениях и перспективах науки и технологий. Организаторы премии - Платформа НТИ, Университет 2035 и Фонд поддержки проектов НТИ.

За три года лауреатами премии стали руководители и лидеры 170 российских компаний, научных и образовательных организаций, стартапов. Премия входит в число мероприятий Десятилетия науки и технологий в России.