Регионы подготовили предложения по использованию сервис-дизайна в социальной сфере

Фото: Татьяна Мастерова | Пресс-служба АСИ

Четыре региональные команды, в которые вошли заместители руководителей более чем 60 субъектов, презентовали на семинаре-тренинге АСИ свои предложения по решению определенных жизненных ситуаций, а также свои варианты использования сервис-дизайна и института региональных сервисных уполномоченных (РСУ). Представленные проекты оценили гендиректор АСИ Светлана Чушпева, губернатор Калужской области Владислав Шапша и глава Мордовии Артем Здунов.

«Мы попытались спуститься с верхнего уровня до конкретных жизненных ситуаций и дать вам один из инструментов, у которого есть огромный запас эффективности и возможности применения сервис-дизайна и дизайн-мышления. Для меня яркий пример трансформации бизнеса с применением этой технологии – Сбер. Такие же эффекты мы видим за счет применения этого инструмента в социальной сфере как наиболее важной и сложной. Технология сервис-дизайна позволяет встать на место человека, смотреть широким взглядом на возможности и стянуть под жизненную ситуацию все имеющиеся ресурсы на уровне государства, региона, конкретной организации», - сказала Светлана Чупшева, обращаясь к региональным командам.

Глава АСИ отметила работу Агентства вместе с субъектами над такими жизненными ситуациями, как комплексная реабилитация, профилактика абортов, поддержка многодетных семей. В регионах реализуются множество лучших практик, которые уже показывают снижение количества абортов, уменьшение случаев буллинга в школах, улучшение ситуации с онкопациентами, подчеркнула она.

«Уверена, что именно из этих решений у нас будут с вами рождаться большие победы для страны, потому что государство очень много инвестирует в инфраструктуру, а мы с вами занимаемся инвестициями в человека, в команды и управленцев, в специалистов, которые оказывают людям услуги и необходимую помощь. Если они обладают инструментом сервис-дизайна, понимают, как его применять, если есть четкий алгоритм действий, то очень многие вещи можно решать», - добавила Светлана Чупшева.

Первая команда работала над жизненной ситуацией «Принятие решения о рождении ребенка». Участники группы предложили создать в регионах службу планирования и сопровождения беременности. Она должна включать три компонента: цифровой сервис и два центра планирования и сопровождения беременности – стационарный и мобильный.

Цифровой сервис службы предполагает интеграцию с порталом Госуслуг для создания единой базы целевых групп граждан, там же можно будет получить информацию о планировании, сопровождении беременности и родах, о федеральных и региональных мерах поддержки. Служба позволит записываться на консультации к медикам, получать направления, сертификаты и другие документы. Кроме того, предлагается проводить первичные онлайн-консультации для женщин. Всю информацию можно будет получить также в колл-центре, через голосового помощника или бота в Telegram.

В стационарных центрах будут проводиться первичные консультации о планировании беременности, в том числе для мужчин, там же будет работать семейный психолог и единый пункт сбора анализов для проведения обследований. Специалисты центров будут следить и при необходимости пересматривать протоколы и маршруты обследования и сопровождения женщин при планировании беременности.

Мобильные центры расположат на крупных региональных производствах для повышения охвата населения, где работники смогут быстро получить комплексные услуги и необходимые рекомендации. Вся информация из таких пунктов будет передаваться в общий сервисный центр. Группа также предложила использовать сервис-дизайн для понимания проблемы глазами потребителя и дальнейшего создания удобных и качественных электронных сервисов.

Вторая команда рассматривала жизненную ситуацию «Реабилитация после инсульта». Участники подготовили решение по созданию центра сопровождаемой реабилитации пациентов после инсульта и системы оценки восстановления на дому. Сотрудники центра будут персонально работать с пациентами для организации правильной реабилитации. Также команда предложила создать методики объективного контроля реабилитационного процесса и самомотивации граждан для ускорения выздоровления.

Для реализации проекта потребуется подготовить специализированные кадры, привлечь волонтеров, проработать методики восстановления, внести ряд законодательных изменений, в частности, в медицинские стандарты, и создать единое информационное пространство. В него должна войти медицинская информсистема, где будут находиться все сведения о пациентах и где можно будет воспользоваться услугами телемедицины. Сервис-дизайн группа намерена использовать для принятия оптимальных управленческих решений, исследования новых точек зрения и системного подхода к проблемам. Оптимальными направлениями для применения сервис-дизайна команда назвала межведомственные проекты и инициативы по развитию НКО.

Третья команда презентовала решение по жизненной ситуации «Потеря здоровья – онкология». Это единая платформа «Я не один», которая помогает онкопациентам быстро проходить обследования благодаря четкой системе маршрутизации контроля и наблюдения. На платформе граждане смогут получить необходимое сопровождение и поддержку в формате 24/7, что будет способствовать скорейшему восстановлению и выздоровлению. Платформа позволит пациентам получить все услуги в «одном окне помощи», сэкономить силы и время. Вся информация об участниках платформы будет находиться в единой медицинской базе данных, с ней смогут работать студенты-медики, волонтеры и представители НКО. Говоря о сервис-дизайне, команда предложила создать новые форматы работы РСУ, региональных и федеральных властей, а также сформировать механизм контроля за реализацией решений по тем или иным жизненным ситуациям.

Последняя группа «Профориентация» представила классификатор с тремя программами по профориентации детей в зависимости от состава семьи. Для детей из полных семей предложен проект «Диалог», цель которого – наладить общение ребенка и родителя, чтобы устранить разногласия и улучшить взаимопонимание при выборе будущей профессии.

Программа «Усатый нянь» для детей из неполных семей предполагает индивидуальное сопровождение ребенка наставником-мужчиной из школьных учителей или общественников, которые помогут разобраться в вопросах профориентации. Для детей с ОВЗ предложен проект «Верь в себя», где тьюторы будут дистанционно помогать таким ребятам поступить в колледжи и вузы. Группа предложила внедрить сервис-дизайн в работу центров управления регионами, и использовать его для тестирования бизнес-процессов, а не только в социальной сфере.