Второй форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка» пройдет в ХМАО в 2024 году

Фото: Татьяна Мастерова | Пресс-служба АСИ

Второй всероссийский форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка» в 2024 году пройдет в ХМАО. Об этом стало известно на заседании оргкомитета по проведению форума. Впервые форум состоялся в апреле этого года в Чечне. Принимая эстафету, губернатор ХМАО Наталья Комарова поблагодарила АСИ за доверие и за возможность участия в проекте.

«Считаю важным поддерживать форумное направление, главная идея которого – создавать условия для объединения всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, экспертов, представителей власти. На полях форума на это будет настроена наша работа как организаторов – вовлечь максимальное количество заинтересованных людей в результатах этого проекта. Наша задача - предложить новые идеи для развития инклюзивного образования в России, сделать мир наших детей интереснее, безопаснее, расширить горизонты их возможностей. У нас есть неплохой опыт, достижения в этих вопросах», - отметила глава региона.

Комарова отметила, что на втором форуме будут рассмотрены вопросы по развитию российского законодательства в сфере инклюзивного образования, выразив уверенность, что «к форуму мы подойдем в разработанными законодательными инициативами, которые будут поддержаны».

Глава АСИ Светлана Чупшева отметила, что форум «Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка» имеет важное значение для страны. «АСИ с момента создания занимается социальными проектами, это было решением Президента России. Идея форума, посвященного инклюзивному образованию, пришла во время встречи с главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Нашей целью была выработка решений не только со стороны государства, но и с учетом ресурсов общества, бизнеса, негосударственного сектора. Только вместе можно решать такие серьезные, важные для страны задачи», - отметила гендиректор Агентства.

Статистика свидетельствует: из года в год детская инвалидность растет. «На площадке с экспертами мы обсуждаем, что гиперактивным детям с СДВГ, дислексией, дисграфией тоже необходимо создание индивидуального трека для удовлетворения их особенных потребностей в образовании, чтобы они не были изгоями в школе и не отторгались системой образования», – подчеркнула Светлана Чупшева. По ее словам, к работе над темой инклюзии необходимо привлекать профессионалов - ученых, практиков и представителей НКО - поскольку они обладают уникальными компетенциями, которые необходимо распространить в российской системе образования. Главная задача – дать педагогам в школах инструментарий и все необходимые знания, чтобы они могли обеспечить выполнение социально-образовательной программы для детей.

Президент МГППУ Виталий Рубцов отметил, что благодаря инициативе АСИ по проведению форума был сделан новый шаг в развитии образовательных практик и социальной инклюзии. По его словам, на втором форуме необходимо поднять проблему непрерывности инклюзивного образования, обеспечить разнообразие образовательных форм для детей с ОВЗ. В этом направлении следует ориентироваться на методические рекомендации и образовательные программы для детей, подготовленные с участием Агентства. Еще одна тема для обсуждения – подготовка кадров, нужно создавать эффективные модели работы с педагогами, предоставлять им кардинально иную подготовку. Также Виталий Рубцов призвал распространять практики АСИ и Минпросвещения, которые должны стать новым образовательным ресурсом для школьных учителей.

Зампред правительства Чечни Адам Алханов подвел итоги первого форума и пожелал удачи коллегам из ХМАО, отметив, что проведение форума позволило запустить систему межрегиональной работы по вопросам инклюзии.

«Всего в событии очно и заочно приняли участие более 1,2 тыс. человек со всей России, а к онлайн-трансляция подключились около 600 тыс. человек. Во время форума были организованы десятки семинаров, лекций, круглых столов, презентаций и мастер-классов, где участники делились своим опытом и передовыми практиками в сфере инклюзивного образования. Для нас это был совершенно новый опыт, но благодаря таким мероприятиям мы можем находить партнеров и налаживать взаимодействие с различными организациями для решения острых социальных вопросов. В частности, между Чечней и Ленинградской областью состоялось подписание соглашения по созданию мультицентра социальной и трудовой интеграции в регионе. Форум прошел успешно, и мы считаем, что он стал первым шагом к достижению целей в области инклюзивного образования и формирования межрегионального сотрудничества в области инклюзивных практик для детей», – сказал Алханов.

«Инклюзивная школа. Успешность каждого ребенка» — проект АСИ по развитию инклюзивного образования в России. Детям с ОВЗ нужны особые условия для учебного процесса, адаптированные образовательные программы и инфраструктура, поэтому необходимо оказать им поддержку и предоставить возможности для получения образования наряду с остальными детьми. Форум — это точка сбора активного сообщества практиков инклюзивного образования, площадка для обмена опытом и концентрации усилий представителей власти, региональных команд, бизнеса, НКО, образовательных организаций и социальных служб. На форуме анализируются лучшие российские и зарубежные практики создания образовательной среды для детей с ОВЗ, проектируется совместная работа по формированию российского дизайна инклюзивной школы.