АСИ собирает рабочую модель сети креативных кластеров России

Фото: Shutterstock

Агентство стратегических инициатив (АСИ) собирает модель сети креативных кластеров, которая отразит запросы представителей творческих индустрий. В том числе, речь идет о закреплении понятия «креативный кластер» и предоставлении таким кластерам особого статуса, предполагающего налоговые льготы.

«В регионах креативный кластер не имеет особого статуса, хотя часто является единственным третьим местом в городе. Потенциал у кластеров огромный. Если уйти от оптики девелоперского проекта, дома культуры или неформального торгового центра и переключиться в формат системного развития резидентов, продюсирования и коллабораций и – главное – коммуникаций друг с другом и внешним миром, мы можем очень быстро получить совсем другие результаты. Задача сети креативных кластеров – увидеть, собрать и вырастить новое поколение предпринимателей креативной экономики в городах», – сказала директор центра развития креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-заде.

Она добавила, что предоставление особого статуса для таких проектов в регионах стала одной из тем встречи Владимира Путина с представителями креативных индустрий, прошедшей 30 мая в Москве. Сейчас Агентство проводит экспертные обсуждения по формированию MVP (минимально жизнеспособный продукт) сети креативных кластеров. Первое такое мероприятие прошло в Новосибирске, в нем приняли участие руководители креативных кластеров «Октава» (Тула), Севкабельпорт (Санкт-Петербург), «Квартал труда» (Якутск), карельского и арктического консорциума креативных кластеров, «Нижполиграфмаш» и пространство «Цех» (Нижний Новгород), а также представители творческих индустрий Новосибирска, Хабаровска, Волгограда, Крыма, Москвы.

Прежде всего, необходимо определиться с самим понятием «креативный кластер», считают эксперты. Сейчас нет единой терминологии и классификации отнесения пространств к креативным кластерам.

«Ясности не хватает как резидентам площадок, так и собственникам пространств. Отсутствие общепринятой терминологии усложняет работу с потенциальными инвесторами, спонсорами и партнерами. Эта недоговоренность может порождать невыполнимые ожидания от кластеров. Власти многих регионов чувствуют, что это потенциально важные точки развития, но успешных примеров в нашей стране пока немного», – сказал директор кластера «Октава» Дмитрий Барсенков.

По мнению сооснователя нижегородского мультимедиа арт-пространства «ЦЕХ» Андрея Тубольцева, у каждого креативного кластера должна быть концепция, структура и вектор развития. «Нельзя просто снять помещение, создать некое пространство и всех подряд туда приглашать, устраивая выставку всего и вся», – отметил Андрей Тубольцев.

Креативные площадки должны иметь возможность селективно подходить к выбору резидентов – по такому принципу работают уже достаточно развитые успешные кластеры в городах. В Нижнем Новгороде занимаются мультимедиа, в Хабаровске развита анимация, в Калининграде – игровая разработка. «В каждом регионе есть какая-то специфика, ее нужно придерживаться, собирая креативные кластеры по принципу «единой отрасли», – считает Андрей Тубольцев.

Кроме того, по его словам, особый статус креативных кластеров должен подразумевать создание «некой свободной экономической зоны»: налоговые льготы, запрет на проведение первичных проверок, грантовую поддержку, кредиты по сниженным ставкам.

Помимо финансовых и юридических мер, креативным кластерам нужна коммуникационная поддержка на уровне министерств экономики, культуры, молодежной политики и образования регионов.

«Креативный кластер является близким к людям пространством. «Октава» в Туле создана нашим инвестором Михаилом Шелковым при поддержке администрации области, чтобы развивать творческую среду, чтобы, побывав в нашем кластере, люди узнавали новое, получили навыки и запустили новый творческий процесс. Мы бы хотели, чтобы креативные кластеры становились площадками не только для развития индустрий, но и жителей городов», – добавил Дмитрий Барсенков.