АСИ оценит социально-экономические эффекты благоустройства малых городов

Фото: Татьяна Мастерова/пресс-служба АСИ

Минстрой России предложил Агентству стратегических инициатив (АСИ) включиться в работу по оценке социально-экономических эффектов Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды для малых городов и исторических поселений. Кроме того, министерство готово рассмотреть возможные варианты изменения условий конкурса, чтобы вовлечь в него больше участников.

«Потенциальных участников у нас 1225, по итогам всех прошедших конкурсов заявки были поданы от 994 муниципалитетов. То есть 81 % населенных пунктов хотя бы один раз в конкурсе поучаствовали. Не подаются те, кто не хочет или не понимает ценности процессов, которые начинаются и при подготовки заявки, и после реализации проектов. Людей надо вовлекать, и мы будем признательны АСИ за помощь в этом вопросе», – сказала замдиректора департамента стратегических проектов Минстроя России Юлия Талалайкина во время экспертного обсуждения комплексных проектов благоустройства российских городов, прошедшего в Точке кипения – Арбат.

«Как правило, все останавливается на Иркутской области, а дальше Читы еще никто не заходил», – добавил Джемал Сурманидзе, руководитель управления нормативно-методической работы проекта «Формирование комфортной городской среды».

Он отметил, что для городов ДФО сейчас запустили отдельный конкурс в рамках общего федерального проекта – это временная мера, позволяющая активно привлечь малые дальневосточные города. Однако и в европейской части страны, например, в Ленинградской области, есть муниципалитеты, не участвовавшие в проекте с момента его запуска в 2018 году.

Увеличить вовлеченность возможно, показывая городам социально-экономические эффекты, которые следуют за благоустройством. Сейчас этот анализ проводится только на уровне отдельных регионов или институтов.

«На тему постоценки проектов мы говорим давно. Есть ряд цифр: с 2018 по 2022 годы реализовано 400 проектов, появилось 16 тыс. рабочих мест, тысячи объектов коммерческой недвижимости. Но есть и другие эффекты, которые мы не видим и не знаем. Здесь нужна единая методика, которую нужно разработать и пропилотировать. Это второй вопрос, к которому мы бы хотели подключить АСИ», – сказала Юлия Талалайкина.

Она добавила, что министерство также готово рассмотреть идеи по переформатированию федерального проекта, чтобы «сделать его еще более эффективным».

Замдиректора дивизиона «Городская экономика» АСИ Ольга Вовк отметила, что ряд предложений планируют вынести, в том числе, по итогам серии экспертных обсуждений комплексных проектов благоустройства, организованных Агентством. В них принимают участие проектировщики, федеральные эксперты, оценивающие заявки, представители муниципалитетов. Задача мероприятий – помочь регионам повысить качество работы по благоустройству территорий за счет формирования чек-листов, понятных инструментов и алгоритмов действий.

На прошедшей сессии обсуждали, на основании каких критериев федеральные эксперты выбирают победителей и на что нужно обращать особое внимание при подготовке конкурсной заявки. Во-первых, это архитектурная составляющая. Участники отметили, что конкурс Минстроя – это не конкурс архитектурных проектов, поэтому не стоит «увлекаться созданием арт-объектов, которые не будут поняты и приняты жителями». Важны архитектурные решения, которые прежде всего сделают города более комфортными для жизни людей.

Во-вторых, в оценке учитывается экономика проекта – необходимо указать, станет ли выбранная для благоустройства территория более привлекательной с точки зрения бизнеса. «Типичная ситуация – показать то, чего нет, эта ошибка сразу заметна. Мы не гонимся за результатами по росту цен на жилье или созданию новых рабочих мест, в условиях конкурса нет количественных показателей», – сказал Алексей Батырев, консультант по развитию территорий.

Кроме того, увеличивается количество однотипных заявок от регионов. Управленческая команда, формируя заявки для разных городов внутри субъекта, обращается к одной и той же проектировочной компании и получает практически идентичные решения. «Такие заявки сливаются при оценке, хорошо, если эксперт остановится хотя бы на одной из них», – поделилась заместитель директора НИиПИ Генплана Москвы Анна Иванова.

Следующее мероприятие из цикла публичных экспертных обсуждений «Комплексные проекты благоустройства: успешные практики и перспективы. Опыт команды муниципалитета» состоится 17 августа.