АСИ и НТИ подготовили инициативы по обеспечению финансового суверенитета России

Группа экспертов АСИ и НТИ вместе со специалистами в области финансов, экономики, технологий, безопасности и юриспруденции провели форсайт-сессию «Финансовый суверенитет». На ней они подготовили ряд стратегических инициатив по обеспечению финансового суверенитета России.

«Финансовый суверенитет – один из трех элементов той большой задачи, которую мы решали на «Архипелаге 2022», задачи по осмыслению экономического суверенитета. Две других составляющих экономического суверенитета – кадровый суверенитет и технологический суверенитет, также были фундаментально проработаны на площадках «Архипелага». Это первая публичная попытка сформировать в открытом экспертном диалоге системное представление финансовом суверенитете и логике его построения. Для этой работы мы собрали почти 60 экспертов, в их числе представители крупных банков, зрелых финтех-компаний и стартапов, специалисты по внешнеэкономической деятельности, эксперты по системам безопасности и доверенным средам. Созданные группой форсайта методологические и аналитические материалы открыты для заинтересованных организаций и проектных команд. Ряд проектов и инициатив, родившихся в ходе форсайта и в последствии, уже реализуется и получает поддержку АСИ и НТИ», - рассказал советник главы АСИ Андрей Силинг.

Эксперты предложили внедрить проектную эмиссию цифровой валюты для создания дополнительного канала по финансированию критически важных компаний и проектов. В стране должен заработать децентрализованный аналог SWIFT – система межбанковских сообщений DCMS, которая будет интегрирована в банковские информсистемы и позволит быстро проводить транзакции, используя смарт-контракты и сервисы автоматической конвертации валют. При этом участников системы невозможно будет исключить из нее. Также эксперты заявили о необходимости создать в России новый закон об альтернативных инвестфондах и управляющих компаниях таких фондов, чтобы обеспечить развитие технологического предпринимательства и стимулировать появления новых быстрорастущих компаний.

Кроме того, для финансирования различных проектов предлагается поддержать краудфандинговые платформы и снять все барьеры для удовлетворения нужд МСП в средствах. Для этого, например, должны быть созданы механизмы защиты портфелей на инвестплатформах, а также страхования рисков для критических важных направлений инвестирования. Для решения корпоративных и инвестиционных споров предлагается использовать процедуру медиации, которую в первую очередь нужно нормативно закрепить. Ожидается, что она поможет сохранить деловые связи, сэкономить средства и время, которые ранее тратились на судебные тяжбы.

Среди других предложений экспертов по обеспечению финансового суверенитета страны:

  • Разработка трансграничной платформы для торговли и расчетов с дружественными странами, в том числе с использованием скрытых платежей

  • Создание альтернативных инструментов – цифровой валюты – для обеспечения трансграничных платежей и расчетов между странами по текущим операциям

  • Совершенствование законодательства о цифровых финансовых активах для обеспечения возможности размещать их на иностранных площадках и применения их в качестве встречного представления за товары, работы, услуги

  • Создание экспериментального правового режима в виде международного финансового центра в России для обеспечения безопасности использования цифровой валюты и токенов

  • Создание государственных майнинговых пулов – производственной цепочки, в которой ключевую роль будет играть российское оборудование для майнинга криптовалют

  • Создание обеспеченной золотом цифровой валюты и токенов, обеспеченных металлами от металлургических организаций

  • Создание наднациональных перестраховочных компаний в странах БРИКС и ЕАЭС

Для обеспечения эффективного наднационального регулирования эксперты предлагают расширить сотрудничество России со странами-членами ЕАЭС, в том числе через усиление регионализации и увеличение расчетов в национальных валютах. По их мнению, российский рубль может стать основной валютой ЕАЭС, но формированию единого платежного пространства препятствуют низкий уровень интеграции финансовых рынков стран-участниц и их диспропорция. Нужно пересмотреть существующую в ЕАЭС систему управления финансовой интеграцией, выстроить единую инфраструктуру с цифровым платежным пространством, а также создать рабочую группу по формированию такого пространства при консультативном комитете финансовых рынков Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Планируется, что создание наднациональной цифровой расчетной единицы ЕАЭС возможно на блокчейне. На единой платформе будет происходить обмен товарами, проходить платежи в разных валютах с возможностью онлайн-конвертации. Это поспособствует формированию единого финансового поля стран-участниц ЕАЭС, уверены эксперты.

Советник главы АСИ, гендиректор консалтинговой компании Strat&A Андрей Дорошенко отметил, что финансовая система как неотъемлемая часть экономики за последние десятилетия становилась все более и более глобальной. При этом интенсивность преобразований ранее привычных вещей в мире значительно возросла.

«Это приводит к проявлению накопленных противоречий, в том числе на международной арене. Эти проявления с начала 2022 года начали вносить значимые помехи на работе финансовой системы как мировой, так и российской. Это создало большое количество рисков функционированию и развитию российской экономики. Руководство страны поставило обеспечение финансового суверенитета как первоочередную задачу», - рассказал он. По его словам, группа экспертов представила свои предложения по обеспечению финансового суверенитета страны в докладе по результатам форсайт-сессии. «Доклад является сильным базисом для развития широкого экспертного дискурса всех заинтересованных с целью как введения в обсуждение свежих идей, так и разъяснения, в чем состоят ключевые задачи финансовой системы с точки зрения интересов общества, бизнеса», - добавил Андрей Дорошенко.

Эксперт и один из авторов доклада Венера Шайдулина выделила несколько актуальных задач по обеспечению финансового суверенитета. «Это обеспечение финансирования быстрорастущих российских компаний и крупных проектов, и создание механизма, то есть национальной независимой инфраструктуры, для обеспечения бесперебойных трансграничных платежей и возможности расчета между странами по текущим операциям. Это необходимо для обеспечения стабильности внешней торговли со странами-партнерами, а также обеспечения возможности для российских и зарубежных инвесторов беспрепятственно и высокобезопасно осуществлять инвестиции в российские проекты», - сказала она. По ее словам, при проектировании финансового суверенитета нашей страны следует учитывать три параметра:

  • необходимость обеспечения независимости российской финансовой системы от зарубежных институтов инфраструктуры

  • необходимость проектирования и реализации новой альтернативной «надстройки» (системы новых институтов на текущих финансовых рынках) российской финансовой системы с учетом имеющейся в настоящее время инфраструктуры

  • необходимость реализации на российской финансовой системе потенциала мировых трендов, связанных с регионализацией национальных финансовых систем, цифровизации финансовых рынков, в том числе рынка капитала