Твердая законодательная почва и включенность в глобальные процессы: эксперты назвали условия роста креативной экономики в регионах

Фото: Татьяна Мастерова/пресс-служба АСИ

На Российской креативной неделе Агентство стратегических инициатив (АСИ) провело две сессии, посвященные развитию творческих индустрий в регионах. Участники обсудили якутский и калининградский подходы к разработке системных мер поддержки креативной экономики, которые могут быть распространены на всю страну. Модератором дискуссий выступила директор центра развития креативной экономики АСИ, управляющий партнер университета креативных индустрий Универсального университета Екатерина Черкес-заде.

Она отметила, что Якутия стала первым российским регионом, где на правительственном уровне утвердили стратегию развития креативной экономики, в основе которой – взаимодействие творческих индустрий и других отраслей экономики для повышения конкурентоспособности предприятий. В прошлом году Якутию признали самым креативным регионом страны, а в мае этого года Владимир Путин поддержал предложение республики разработать вместе с АСИ перечень рекомендаций по развитию креативного сектора, которыми смогут пользоваться все субъекты.

«Наш якутский подход заключается в создании твердой почвы на законодательном уровне и в том, что под креативной экономикой мы понимаем не только креативные индустрии. Это развитие всех отраслей, в том числе авиационной, промышленной, пищевой. То есть мы интегрируем креатив во все сектора, коммерциализируем таланты и насыщаем ими предприятия», – сказала директор департамента развития креативной экономики «Корпорации развития Республики Саха (Якутия)» Анна Михайлова.

В качестве примера она привела участие якутского хлебокомбината в региональной образовательной программе «Глобальный бизнес», задача которой в том числе – помочь госкомпаниям переупаковывать свой продукт. «Во время обучения хлебокомбинат смог выстроить вокруг себя ИТ-стартап, который стабилизировал прием и обработку заказов. Раньше все магазины просто звонили и заказывали продукты по списку – это в 21 веке. Когда им помогли автоматизировать процесс, средний чек вырос на 30 %», – рассказала Анна Михайлова.

Особое внимание в регионе уделяется развитию кино: действует программа дальневосточных кинорибейтов, которая позволяет компаниям, снимающим кино в Якутии, компенсировать до 50 % расходов, создана кинокомиссия Дальневосточного федерального округа, она занимается развитием кадров для киноиндустрии и продвижением якутского кино на международном уровне. Местные фильмы «стали основой зрительского интереса», отметила продюсер кинокомпании «Саха Синема» Сардаана Саввина. В Якутии в свое время в прокате «провалился» даже «Человек-паук».

При этом выйти на российский фестивальный рынок было непросто, добавила Сардаана Саввина. «Но в мире тысячи фестивалей, мы немного изменили тактику и начали с продвижения на международном уровне. После того как картина Дмитрия Давидова «Костер на ветру» была отмечена на Пусанском фестивале, одном из крупнейших в Азии, пошли запросы и от крупных российских фестивалей. И сейчас ни один наш фестиваль не обходится без якутского кино, постоянно идут запросы на новые фильмы», – добавила Сардаана Саввина.

Кроме того, строится «Парк будущих поколений» – якутский «Хогвартс», где дети с семи до 13 лет будут обучаться различным креативным навыкам, например, созданию мультфильмов.

Если Якутия выбрала комплексный подход к развитию креативной экономики, то в Калининградской области сосредоточились на одном направлении. За два-три года Калининград смог себя заявить как столица игровых разработчиков России. «Регион системно развивается в игровой разработке, и это один из немногих примеров, когда есть стратегия развития креативной экономики в отдельном направлении», – сказала Екатерина Черкеc-заде.

«Что хорошо сложилось в регионе – правительство сразу поставило широкую задачу по развитию креативной экономики, это позволило свободнее выбирать инструменты. Мы провели качественное исследования, круглые столы, глубинные интервью. Стало понятно, что геймдейв для Калининграда – это очень стабильная история», – отметила директор фонда креативных индустрий Калининградской области «Креспектива» Валерия Гусейнова.

Во-первых, в регионе уже сложилось устойчивое сообщество разработчиков. В Калининград переезжают в том числе за хорошим климатом и природой, особенно после того как в Сочи (традиционной для айтишников локации) в период пандемии значительно подорожало жилье. Во-вторых, у этого сообщества уже был четкий запрос на поддержку: финансовую, образовательную и коммуникационную. С 2021 года Калининградская область стала проводить первый в России фестиваль игровой индустрии PlayPort –профессиональное мероприятие для разработчиков. «Придумали интересный дизайн, упаковали бренд – так, чтобы фестиваль стал привлекательным с эмоциональной точки зрения. И он стал работать в том числе как реклама региона», – добавила Валерия Гусейнова.

В планах фонда «Креспектива» – создать постоянно действующую площадку для общения разработчиков, а также ввести образовательные программы для тех, кто хочет заниматься разработкой, на уровне региона.  

По словам Екатерины Черкеc-заде, после ухода многих компаний с рынка в России нужно заново отстроить игровую разработку. У Калининграда есть возможность сформировать стратегию, которая будет работать не только на регион, но и на всю страну. «Со стороны АСИ будем рады вас поддержать и сформировывать ее вместе», – добавила Екатерина Черкеc-заде.

АСИ проводит мониторинг состояния развития креативных индустрий в регионах с 2019 года. В апреле 2021 года вышел первый в России Атлас креативных индустрий – документ с системным осмыслением роли творческих индустрий как отдельного сектора экономики. В 2022 году Агентство выпустило вторую редакцию Атласа. Согласно полученным данным, в творческих индустриях работают около 760 тыс. юридических лиц, общий объем выручки которых составляет более 12,6 трлн рублей, а число занятых превышает 1,5 млн человек.

Также в исследовании отмечено, что творческие индустрии растут экосистемами. Городами-лидерами в креативных индустриях сегодня являются Москва, Тюмень, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Калининград.