На форуме «Сильные идеи для нового времени» презентовали проекты для популяризации истории России

Фото: Татьяна Мастерова | Пресс-служба АСИ

Три лидера проектов по повышению уровня знаний об истории России и развитию патриотизма представили свои решения на форуме «Сильные идеи для нового времени». Во время сессии «Исторический суверенитет и экономическое развитие» они рассказали о необходимости создать интерактивные форматы изучения истории для детей и молодежи, а также о вариантах привлечения неравнодушных граждан к сохранению исторических памятников и культурного наследия страны.

Глава Агентства по сохранению и развитию исторической среды Илья Лагутин из Нижнего Новгорода представил идею создания центра компетенций сохранения и комплексного развития исторической среды. Проект поможет восстановить культурные и исторические объекты, вовлечь их в экономический оборот, распространить лучшие практики на другие города, объединить жителей и гостей Нижегородской области для изучения истории, сохранения и развития исторической среды региона. Экосистема центра включает в себя пять направлений:

  • «Лидеры наследия» - практическая образовательная программа, охватывающая все вопросы создания проектов по сохранению и приспособлению объектов исторической среды – от формирования концепции до составления финансовой модели.

  • «Школа реставрации» для подготовки специалистов-реставраторов

  • Волонтерские движения в Нижегородской области, такие как «Сохранно» и «Памятно», участники которых восстанавливают заброшенные здания и ремонтируют исторические объекты

  • Клуб владельцев исторической недвижимости – «единое окно» для инвесторов и собственников зданий, где они могут узнать о мерах поддержки по восстановлению объектов и получить помощь в преодолении барьеров

  • Управляющая компания, которая работает с историческими кластерами Нижнего Новгорода

Директор Самарской региональной общественной организации «За информационное общество» Анастасия Кнор презентовала идею «Добрососедство – новый уровень качества среды». Задача проекта – создать регламенты участия жителей домов в управлении и благоустройстве мест общего пользования – объектов культурного и исторического наследия, набережных, скверов, придомовых территорий. Также команда проекта предложила оказывать грантовую поддержку неравнодушным людям, которые готовы развивать свои населенные пункты и территории.

Успешным примером вовлечения граждан в работу с культурным наследием Кнор назвала фестиваль восстановления исторической среды жителями, волонтерами и спонсорами «Том Сойер Фест», который с 2015 года проводится в больше 40 городах России.

«Люди влюбляются в историю и начинают развивать свои города -это очень важный кумулятивный эффект. Мы в Самаре первыми начали развивать экономику наследия и рассказывать о ней людям. В 2015 году мы сделали первый дом, отремонтировать его стоило 250 тыс. руб. Для многих это стало очень серьезным открытием. У нас десятки проектов, мы вовлекаем и умножаем количество людей, которые любят историю», - заявила Кнор.

Аспирантка МГУ имени М.В. Ломоносова Мария Митлянская рассказала о проекте «Археономика: экономика наследия», цель которого – включить историю в экономику и повседневную жизнь граждан. Она предложила создать цифровую платформу, которая соберет все возможности для деятельного включения россиян в историю.

«Там будет возможность поддержать исторический туризм, будь то гастротуры, туры для воссоздания истории своей семьи – где родились и защищали землю ваши предки. Также можно будет записаться в археологические и этнографические экспедиции. Платформа позволит создать вокруг памятников культуры целые саморазвивающиеся экономические системы за счет проведения, например, фестивалей. Было бы замечательно разместить «цифровые двойники» объектов исторического наследия – фотографии экспонатов с редкими коллекциями народных вышивок, зодческих орнаментов, чтобы граждане могли это использовать в личных и профессиональных целях: брендировании, дизайне, образование, для реконструкции», - сказала Митлянская.

Реализация идеи должна повысить уровень культурной самоидентификации россиян, социально-экономического развития регионов и жизни населения, поспособствовать привлечению новых инвестиций.

«Что нужно сделать, чтобы наши дети интересовались историей? Делать интересные исторические спектакли, снимать историческое кино. Делать хорошие интерактивные игры, потому что, увы, действительно молодежь сидит в телефонах. Если через эти интерактивные игры мы будем вовлекать детей в процесс созидания, в общение по интересам, в изучение истории своих родителей, предков, своей культуры - можно зайти и с этой стороны», - сказал помощник президента России, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский. Он отметил, что в новых российских учебниках истории появятся QR-коды с дополнительным материалом. «Новые учебники будут с QR-кодами. Это в порядке эксперимента. Там будут ссылки на книги, фильмы, произведения искусства», - заявил Владимир Мединский.

Операционный директор АСИ Георгий Белозеров рассказал, что в этом году на форум поступило порядка 1 тыс. идей, связанных с развитием истории России. Из них в финал вышли несколько десятков идей. Он выразил уверенность, что у этих проектов есть хорошие перспективы реализации. Среди инициатив Георгий Белозеров отметил инициативу «Организация всероссийского движения «Возрождение трудовой доблести», цель которого – повысить ценность труда, сохранить и передать молодежи исторические трудовые традиции. Также в этом году на форум поступило большое количество идей, связанных с развитием исторических цифровых сервисов и платформ.

Проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Дмитрий Земцов привел данные исследования, согласно которым около 60 % молодежи заявили, что патриот – это человек, который знает историю своей страны и гордится ей. При этом порядка 70% респондентов утверждают, что недостаточно знают историю своей страны. «Норма среди молодежи, что историю нужно знать, существует и довольно крепко укоренена. Есть очень серьезный запрос на деятельное, а не пассивное участие в патриотизме. По всем направлениям подготовки мы углубляем изучение истории, с этого сентября в российских университетах курс истории становится более объемным. Почва для серьезного разговора с молодежью об истории страны существует, и она благодатна. Цифровые сервисы недостаточны, чтобы этот диалог вести. Молодежь живая и хочет что-то делать», - сказал Земцов.

В пример он привел студенческие экспедиции историко-культурной направленности, где молодые люди могут, например, восстанавливать старинные деревянные церкви – ежегодно в такие поездки отправляются больше 1 тыс. человек.