Игровую платформу для школьников «Берлога» впервые представили на ПМЭФ-2023

Фото: Татьяна Мастерова | Пресс-служба АСИ

Первую в мире Национальную киберфизическую платформу «Берлога» запустили в России. Проект по массовому вовлечению детей в техническое творчество и технологическое образование через самый популярный канал внимания современных школьников — мобильные игры — впервые представили на XXVI Петербургском международном экономическом форуме 15 июня. Разработан комплекс мероприятий и технологических решений, призванных обеспечить технологический суверенитет Российской Федерации посредством вовлечения учащихся в прорывные тематики.

Проект реализуется командой Агентства стратегических инициатив, АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» (НТИ), Кружкового движения НТИ и Правительства Республики Башкортостан, которая выступает пилотным регионом запуска Национальной киберфизической платформы.

В основе проекта — созданная российскими разработчиками игровая платформа «Берлога», на базе которой выпускается серия свободно распространяемых мобильных стратегических видеоигр, объединенных общим сеттингом и посвященных направлениям развития технологического суверенитета России. Платформа включает не только само мобильное приложение «Берлога», но также пакет технологических решений, сеть технологических кружков, очных и онлайн-мероприятий, участие в которых поможет школьникам получить дополнительные возможности в игре, обучиться программированию и другим востребованным компетенциям.

«Выстраивать траекторию школьников от игр в сферу новых технологий можно и нужно, и эффективность реализации этой задачи будет зависеть от того, сможем ли мы предложить детям что-то небанальное и увлекательное, чтобы завоевать их внимание. За прошедшие годы команда Кружкового движения НТИ накопила достаточно эффективных образовательных и технологических решений, которые ежегодно вовлекают тысячи школьников в сферу новых технологий. Национальная киберфизическая платформа объединит эти решения и станет точкой массового входа российских школьников в технологическое образование, поможет заинтересовать их сложным технологическим содержанием, привлечь в кружки, инженерные соревнования и в дальнейшем на профильные направления вузов», - подчеркнула генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.

Персонажи, с которыми играют школьники в «Берлоге» — технологически продвинутые добродушные медведи в образе программистов, инженеров, биотехнологов, которые обращаются к людям за помощью в различных ситуациях. На ПМЭФ-2023 представили первую игру из серии «Берлоги» — «Защита пасеки» (в стиле «Защиты башни»). Пользователь может защищать территорию, расставляя роботов-защитников по полю, но с помощью специально разработанного для «Берлоги» языка программирования игроки могут совершенствовать эти устройства, программируя их на определенные действия, самовосстановление и т.д. Так, программируя прямо в игре, школьник открывает новые способности для своего персонажа, которых нет у других пользователей.

«Проект «Берлога» и Национальная киберфизическая платформа помогут сделать игровое пространство интерактивной площадкой для обсуждения с молодым поколением вопросов технологического развития страны, площадкой, где они могут заинтересоваться технологическими тематиками и развиваться в выбранном направлении», - отметил специальный представитель Президента России по цифровому и технологическому развитию, генеральный директор АНО «Платформа НТИ» Дмитрий Песков.

В базовом варианте игра доступна всем российским школьникам. Когда регион включается в реализацию проекта, у пользователей появляются дополнительные возможности. Благодаря интеграции «Берлоги» с цифровой платформой «Талант» Кружкового движения НТИ, в процессе игры школьнику предложат, например, собрать и запрограммировать в ближайшем технологическом кружке коптер, который затем появится в виртуальном пространстве игры. Развивать персонажа можно и за счет участия в других реальных образовательных мероприятиях – олимпиадах, инженерных соревнованиях, хакатонах и т.д., в том числе и онлайн – вне зависимости от региона проживания пользователя. Игра будет мотивировать школьников постоянно осваивать на все более серьезном уровне программирование, робототехнику, электронику, чтобы развивать своего персонажа и развиваться самому. Свои реальные достижения школьник может не только перенести в игру, но и конвертировать в дополнительные баллы к ЕГЭ благодаря конкурсу портфолио на платформе «Талант».

«Возможность построить через «Берлогу» портал из игрового мира в реальный, отправиться из игры в кружки, сделать что-то своими руками и перенести свои достижения обратно в игровое пространство – главные особенность и преимущество «Берлоги», которые делают ее непохожей ни на какие другие образовательные и игровые продукты для детей. Более того, мы рассчитываем, что со временем «Берлога» станет платформой для продвижения молодых геймдев-команд, куда сами школьники и студенты смогут загружать созданные ими игры. Первый шаг к этому уже сделан – следующая игра «Берлоги» уже разрабатывается командой недавних выпускников Национальной технологической олимпиады и других проектов Кружкового движения НТИ», - подчеркнул лидер проекта «Берлога», проректор НИУ ВШЭ, лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение» Дмитрий Земцов.

На первом этапе, в 2023/2024 учебном году, технологические кружки нового типа, где школьники смогут проходить образовательные программы и участвовать в мероприятиях, чтобы «прокачивать» игровых персонажей — открываются в Республике Башкортостан — пилотном регионе запуска проекта. С дальнейшим развитием платформы планируется вовлекать и другие регионы с перспективой охвата Национальной киберфизической платформой «Берлога» всей страны и максимального вовлечения учащихся в технологии.

Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан Андрей Назаров поблагодарил за выбор республики в качестве пилотной площадки для реализации такой масштабной инициативы. Глава кабмина отметил, что проект Национальной киберфической платформы является еще одним значимым шагом для дальнейшего развития детей в технологической сфере.

«Школьники и студенты из республики всегда проявляли неподдельный интерес к инновационным технологиям. Представители Башкортостана активно участвуют и становятся победителями конкурсов и олимпиад различного уровня. В перспективе в процесс обучения будут вовлечены школьники из всех районов и городов республики. Всего планируется создать сеть из 100 кружков по программированию, 100 кружков по робототехнике, 30 кружков по инженерии и электронике, 10 площадок подготовки к профилям Национальной технологической олимпиады», – отметил Андрей Назаров.

Большая часть составляющих проекта «Берлога» уже были апробированы в рамках деятельности Кружкового движения НТИ за последние несколько лет: модель технологических кружков, множество образовательных решений по тематикам НТИ и Национальной технологической олимпиады, созданных российскими разработчиками, программы массовой подготовки наставников, платформа «Талант», которая накапливает «цифровой след» с достижениями технологически ориентированных школьников. Национальная киберфизическая платформа объединяет эти элементы в единую экосистему — доступную и понятную школьникам, педагогам, руководителям в сфере образования и родителям.


Сайт Национальной киберфизической платформы: https://platform.kruzhok.org/
Скачать «Берлогу» с RuStore: https://apps.rustore.ru/app/org.kruzhok.berloga