Социальный стандарт поможет регионам наладить бесшовное предоставление соцуслуг

Бесшовное предоставление услуг в социальной сфере, которое обеспечивается за счет эффективного межведомственного и межсекторального взаимодействия, является одним из пунктов социального стандарта, разработанного АСИ. Именно этот пункт представители региональных экспертных групп выделили в качестве основной «болевой точки» при внедрении стандарта. О том, как исправить ситуацию и какие лучшие практики уже есть в регионах, говорили участники круглого стола на XIV Международном IT-форуме в Ханты-Мансийске.

«Наша задача сегодня – обсудить, как сделать так, чтобы предоставление услуг в социальной сфере было простым и понятным для людей. Благодаря налаживанию взаимодействия между различными ведомствами и учреждениями социальной сферы, а также вовлечению в процесс оказания поддержки НКО значительно сокращается срок предоставления услуг, а это приводит к повышению уровня удовлетворенности граждан получаемой поддержкой», – отметил директор дивизиона «Качество жизни» АСИ. Александр Пироженко.

«Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с необходимостью предоставления документов в учреждения социальной сферы. И очень важно выстроить работу таким образом, чтобы люди не тратили время на повторный сбор документов», – добавила руководитель программы «Региональный социальный стандарт» в АСИ Альбина Газизуллина.

Например, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре создана автоматизированная система данных для учреждений социальной защиты. 95 % данных поступает в базу автоматически, а это значит, что большое количество выплат и прочих мер поддержки предоставляется гражданам в проактивном режиме, без предоставления дополнительных справок, сказал замгубернатора региона Всеволод Кольцов.

В Амурской области работает цифровой сервис «Без границ», с помощью которого участники СВО и их семьи могут получить более 40 мер поддержки. Это в том числе финансовая и социальная поддержка, психологическая помощь, вопросы, связанные с трудоустройством, юридические консультации, рассказала первый зампредседателя правительства Амурской области Татьяна Половайкина.

В Сахалинской области сейчас пять социальных цифровых сервисов, объединяющих работу нескольких ведомств. Например, в проект «Борьба с бедностью» включены министерства социальной защиты, здравоохранения, образования, ЖКХ, а также региональное агентство по труду и занятости и администрации муниципалитетов. Они участвуют в составлении цифровых паспортов семей, формировании индивидуальных программ по повышению их благосостояния. И если в начале 2022 года численность малоимущих семей составляла 11 291, то в начале 2023 года уже 5 929.

В Челябинской области системно занимаются развитием некоммерческого сектора. Это позволяет в дальнейшем встроить НКО во многие процессы оказания различных услуг жителям, например, в части организации спортивных секций по тхэквондо, дзюдо, спортивной гимнастике. 

В Калужской области предложили перейти от принципа предоставления отдельных услуг к предоставлению услуг по конкретной жизненной ситуации, а также использовать уже существующую единую систему межведомственного электронного взаимодействия при внедрении социального стандарта. 

Региональный социальный стандарт является одним из элементов Национальной социальной инициативы. Стандарт представляет собой комплекс управленческих решений, внедряемых в регионах для обеспечения достойного уровня оказания услуг в социальной сфере. В нем 13 пунктов. Например, наличие социальной стратегии субъекта, создание советов по качеству жизни, навигатора по мерам поддержки, на которые может рассчитывать человек в зависимости от своей жизненной ситуации и статуса семьи и т.д. В пилотном режиме положения стандарта внедряют 40 регионов.