АСИ поддержит проект по оказанию психологической помощи онкопациентам и их близким

Агентство стратегических инициатив (АСИ) окажет поддержку службе «Ясное утро», специалисты которой с 2007 года бесплатно консультируют пациентов с онкологическими заболеваниями и их близких. Позвонив на горячую линию, человек может получить помощь опытного психолога или задать вопрос юристу по медицинскому праву.

Необходимость внедрения подобной психологической службы в стационары и амбулатории онкологического профиля подтвердило исследование, проведенное в 2021 году «Ясным утром» совместно с НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента департамента здравоохранения Москвы. 90 % опрошенных врачей отметили, что консультации с психологами позитивно сказываются на пациентах. При этом 52 % онкологов сами обратились бы за поддержкой в связи с профессиональным выгоранием, если бы имели такую возможность. Исследование также показало наличие барьеров в получении психологической помощи, среди которых нехватка или недоступность соответствующей информации и мысли о том, что обращаться к психологам «стыдно».

«Основные задачи АСИ – широкое информирование о возможности обратиться в службу «Ясное утро» в регионах, а также выстраивание коммуникаций с региональными властями, с медицинским сообществом. Служба «Ясное утро» – инструмент, который позволяет онкопациентам и их родственникам получить консультацию и поддержку дистанционно, оперативно выстроить порядок действий», – сказала руководитель проекта в Агентстве Юлия Сухоцкая.

4 февраля, в рамках Всемирного дня борьбы против рака, служба «Ясное утро» традиционно публикует статистику обращений на всероссийскую горячую линию помощи онкопациентам за прошедший год. Всего за 2021 год консультанты обработали 31 040 обращений. 69 % из них поступили из регионов, 31 % – из Москвы. Больше половины звонков (55 %) приходится на близких и родственников онкопациентов.

38 % запросов имели психологический характер, в том числе они были связаны с кризисными состояниями и суицидальными мыслями. 30 % обращений касались самого диагноза и лечения. 12 % хотели получить консультацию, как поддержать близкого человека с онкологией.

Чаще на горячую линию обращались пациенты на IV (43 %) стадии и на стадии постановки диагноза (22 %). Пациенты в ремиссии обращались в 9 % случаев, что подтверждает необходимость организации психосоциальной реабилитации и для бывших пациентов, формально завершивших лечение.

«Количество вопросов по взаимодействию с врачом снизилось практически в два раза – с 6 % в 2020 году до 3 % в 2021. При этом увеличилось количество юридических вопросов. Это говорит о продолжающемся снижении доступности онкологической помощи для пациентов в стране, в том числе из-за пандемии коронавируса», — сказала директор службы «Ясное утро» Ольга Гольдман.

В 2021 году психологи службы провели 2777 очных консультаций для пациентов в 9 медучреждениях онкологического профиля Москвы и в консультационном центре службы.

«За прошедший год на фоне пандемии в медицинском сообществе стало уделяться больше внимания вопросу эффективной коммуникации «врач-пациент». Мы видим подвижки в понимании того, что необходимо заниматься профилактикой профессионального выгорания медицинского персонала, в том числе в онкологии, и мы непосредственно участвуем в этом процессе. Бесплатную поддержку психологов службы могут получить и сами врачи», — добавила Ольга Гольдман.

***

Телефон для онкопациентов и их близких для получения психологической информационной и юридической помощи 8-800-100-0191.

Телефон доверия для врачей - 8-800-600-3629.

Специалисты службы «Ясное утро» работают круглосуточно. Все телефонные и очные консультации оказываются бесплатно и с соблюдением конфиденциальности.