Новые компетенции. Сессии «Дизайн будущего образования» и «500 000 талантов: поколение технологического прорыва»

Современная экономика и запрос на новые компетенции диктуют новые требования ко всей системе образования. О том, каким оно будет, говорили участники трека «Дизайн будущего образования».

«Сегодня сформирован запрос на школу будущего. Одна из целей такой школы – подготовить конструкторов, которые способны создавать новые общественные институты, культурно преодолевать возникающие современные социальные конфликты, проектировать рациональный подход, вовлекая в решение проблем группы людей, стоящих на разных позициях», – отметил замминистра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк, говоря о создании новых систем образования как об одном из главных трендов современности.

Уже сейчас, по мнению участников диспута, наметился спрос на работников, обладающих не узкой специальностью, а широким спектром навыков. Свою позицию обозначила заместитель председателя правления АО «Россельхозбанк» (деловой партнер Форума) Анна Кузнецова: «На рынке труда наблюдается спрос на сотрудников, которые обладают не одним фундаментальным знанием, а глубокими компетенциями в нескольких направлениях, на стыке которых и появляются новые профессии. Например, абсолютно новые направления появляются при соединении традиционных видов образования – сельскохозяйственного, экономического или иного с инновационными технологиями, такими, как нейронные сети, анализ больших данных, робототехника. Поэтому все большую роль будет играть развитие lifelong education - непрерывного образования на протяжении всей жизни, которое позволит специалистам получить новые навыки и знания, актуальные на сегодняшнем рынке. Для реализации этой модели в АПК банк в 2020 году запустил образовательный проект для взрослых людей - «Школу Фермера», рассчитанную как на начинающих предпринимателей, так и на уже состоявшихся фермеров».

Возможность осваивать новые технологии, получать опыт проектирования и формировать технологические команды энтузиастов – это то, что позволит появиться в России поколению технологического прорыва. Современным школьникам предстоит работать и развивать рынки НТИ. Главное – в условиях современного российского образования сформировать среду для талантливых детей. Об этом говорили участники сессии «500 000 талантов: поколение технологического прорыва».

«Проект – это некоторое предприятие, которое может впоследствии стать продуктом. Еще когда я делал школьный проект Интернета вещей, чтобы набрать баллы на ЕГЭ, я думал об этом. Сейчас это проект Интернета вещей, который позволяет обучать школьников и студентов этой новой компетенции. И теперь мы делаем уже промышленную платформу Интернета вещей для использования на объектах критической инфраструктуры, таких как АЭС», – рассказал основатель и гендиректор GreenPL Никита Самойлов.

«Настоящие, хорошие проекты не нужно поддерживать. С ними нужно вести диалог. Это касается и проектов, которые представлены на Форуме. Для того чтобы решать задачи двадцатых годов, нам надо решать задачи людей, которые умеют перестроиться на новую профессию, на новый рынок, технологический пакет. Эту задачу можно решить, только если уже в школе ученик становится субъектом, который на себя берет ответственность за свой проект», – отметил Дмитрий Земцов, проректор по развитию ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) и руководитель рабочей группы Кружкового движения НТИ.

«Талант не имеет возраста. Для того, чтобы быть талантливым человеком, нужно обладать в нем весомыми компетенциями. И если мы говорим о детях, то пускай дети как можно быстрее осваивают новые профессии. Привлекать детей к формированию новых компетенций надо как можно раньше. Для этого нужна среда как для обучения, так и для пилотирования. Если таких историй будет возникать больше в партнерстве взрослых опытных людей, которые понимают, как делать бизнес, и молодежи, которая горит и владеет технологиями гораздо больше нас, будет получаться что-то успешное, в том числе и бизнес», – подчеркнул Александр Зезюлин, глава студии Apella Games.