Томская компания помогает школьникам освоить профессии цифровой экономики

В Томской области уже несколько лет успешно работает региональный проект «Территория интеллекта», благодаря которому возможность обучаться навыкам и профессиям цифровой экономики появилась у каждого школьника, в том числе из удаленных населенных пунктов. 

Практика размещена на платформе АСИ «Смартека» и рекомендована для тиражирования в регионах. Проект уже внедряется в ХМАО и Алтайском крае. 

Проект создан «Открытым молодежным университетом» при поддержке администрации Томской области. По словам директора проектного офиса «Территория интеллекта» Игоря Дмитриева, главная задача проекта — обеспечить условия для выращивания кадров, которые в будущем смогут заниматься развитием инноваций. Для этого создана цифровая платформа tintel.ru, объединившая в одном пространстве школьников, образование и бизнес, где каждый ребенок выстраивает свою личную траекторию обучения с учетом его мотивации и интересов. 

«Ключевая особенность проекта в том, что мы смотрим в завтрашний день, поэтому ориентируем школьников только на передовые технологии. Это интернет вещей, искусственный интеллект, робототехника, цифровое сельское хозяйство и еще больше 15 направлений, которые актуальны уже сейчас, а завтра будут востребованы каждым предприятием. Наш проект - это возможность присоединения школьников к современным технологиям с 12 лет и не в формате одного мероприятия, а заходя на цифровую платформу, выстраивая свою непрерывную траекторию развития вместе с друзьями и наставниками», - рассказал Дмитриев. 

На платформе представлено 20 треков по таким темам, как виртуальная и дополненная реальность, game-дизайн, цифровая журналистика, агробиотехнологии, искусственный интеллект, робототехника, промышленная электроника, технологии освоения космоса.

Каждый трек объединяет образовательные мероприятия, онлайн-курсы, челленджи и бизнес-заказы от предприятий. Платформа сделана таким образом, чтобы любой школьник нашел сферу, в которой хочет развиваться.

«Во время профориентации мы в различных форматах погружаем ребят в 20 направлений. Это полностью простроенный современный курс, система экспедиций на предприятия с конкретными задачами, система хакатонов и мозговых штурмов по решению актуальных задач современной науки. Следующим шагом ребята попадают на цифровую платформу MyTrack.ru, где выбирают из 20 высокотехнологичных треков те, которые им интересны и двигаются по ним вместе с наставниками. При создании треков мы постарались учесть интересы и девочек, и мальчиков, и гуманитариев, и технарей. Прорабатываем направления на перспективу: атомную энергетику, переработку отходов. Опережающее развитие — одна из ключевых задач платформы. Именно оно позволяет устранять существующие системные разрывы в образовании», - сообщил Дмитриев. 

На каждом этапе пути на платформе со школьником работают наставники. При регистрации его встречают наставники-студенты. Они подсказывают, как заполнить профиль, определить свои интересы, чтобы платформа сразу порекомендовала, на какие треки и заказы стоит обратить внимание. Во время обучения поддержку оказывают преподаватели.

На этапе выполнения проекта ребята взаимодействуют с наставниками-практиками. Количество треков не ограничено одним или двумя. Школьники могут попробовать себя в нескольких направлениях. В профиле на Tintel всегда видно, какой прогресс уже достигнут, что изучено и освоено. 

«У меня двое детей, старшая дочь учится в шестом классе. Я вижу, что у нее есть способности к дизайну, она постоянно что-то мастерит руками, поэтому она тоже зарегистрировалась и развивается на платформе Tintel. Она уже выполнила дизайн своей комнаты и сейчас проектирует дачный домик для родственников», — заявил Дмитриев.

Проект «Территория интеллекта» подходит школьникам с 1 по 11 классы. Но с ребятами с 1 по 4 классы работа ведется немного иначе, чем со старшими детьми. Для младшеклассников создан детский научный клуб «Фабрика миров», где дети развивают исследовательские навыки, образное и творческое мышление, занимаются командной работой и даже изобретательством. 

Для тех, кто постарше, есть курс «Профнавигация: профессии настоящего и будущего», который помогает понять, какой трек выбрать для развития. С помощью педагога в школе ребята обсуждают различные жизненные стратегии, учатся их определять и восполнять собственные дефициты в знаниях, развивать «мягкие» навыки, создавать свой навигатор, чтобы прокладывать множество вариантов образовательных и карьерных маршрутов.

К проекту «Территория интеллекта» подключаются и учителя, для которых выстроена специальная программа, обучающая новым технологиям и работе со школьниками по профориентации и проектной деятельности.

«Мы убедились, что если педагогам школ дать качественные методические материалы, обеспечить поддержку и заинтересовать будущими результатами детей, то педагоги включаются в проект на все 100%. В Томской области больше 800 педагогов включились в проект, прошли курсы повышения квалификации. Это учителя технологий и информатики, профориентаторы и педагоги дополнительного образования. Большую часть реализации проекта взяли на себя классные руководители, которые заинтересованы в успехах своих ребят», - пояснил Дмитриев.

Главный результат проекта – это реализация школьниками Томской области, в том числе из сельской местности, более 100 проектов и заказов от предприятий региона. 

«Мы научились работать с предприятиями так, чтобы не отвлекать их ресурсы, но при этом, чтобы связь учащихся и предприятий была непрерывна. Сотрудники проектного офиса «Территории интеллекта» продумывают и предлагают предприятиям интересные проекты из их сферы, согласовывают ТЗ и сами взаимодействуют со школьниками, курируя проекты и заказы. Эта работа поддерживается регионом и позволяет показать бизнесу, насколько учащиеся 7-11 классов могут быть для них интересными и полезными. Все предприятия, которые впервые приняли участие в проекте, в дальнейшем сами начали предлагать новые задачи, чтобы найти интересное решение с применением технологий интернет-вещей, виртуальной реальности или bigdata» – рассказал Дмитриев.

Цель команды проекта – вовлечь в работу не менее 500 предприятий из разных регионов для создания единой среды, где школьники реализуют свои проекты. Ознакомиться с паспортном практики, связаться с автором и начать внедрение можно на платформе «Смартека».