Новая технологическая стратегия. Сессия «Данные для бизнеса и общественного блага: Data DebatЫ»

Участники форума «Сильные идеи для нового времени» в ходе сессии обсудили тему: «Данные для общественного диалога и создание сервисов. Data DebatЫ».

Игорь Артамонов, глава администрации Липецкой области, в своем выступлении отметил, что «в области приоритеты строятся по двум основным критериям: запросы жителей и национальные цели, которые обозначил Президент Российской Федерации. Сбор данных помогает применять эти знания для прикладных вещей: оценка наличия лекарств в аптеках позволяет управлять ожиданиями, а анализ работы скорой помощи – оптимизировать ее работу. Мы готовы делиться своим опытом по использованию данных для решения различных проблем, и, судя по опросам, жители платят доверием. Липецкая область входит в топ-10 регионов, где высокий уровень доверия населения к действующей власти».

Иван Бегтин, генеральный директор АНО «Информационная культура», руководитель проектного направления «Открытые данные» Счетной палаты Российской Федерации, обратил внимание участников на то, что «за последние годы отношение граждан страны к работе с данными очень сильно изменилось не только в России, но и во всем мире. Возрастает ответственность больших технологических компаний по использованию алгоритмов больших данных для манипулирования потребителями, для извлечения большей прибыли, для создания все большего неравенства и для иных серьезных проблем, связанных с монополизацией доступа к данным в целях, которые не всегда благовидны. Одна из существенных проблем – что многие государства не регулируют деятельность этих больших технологических компаний, а воспроизводят их модели. Это создает ситуацию, когда от великого инноватора до великого преступника один шаг. И каждый чиновник, министр и предприниматель должен отдавать себе в этом отчет».

Александр Чернощёкин, старший вице-президент – директор дирекции цифрового бизнеса ПАО «Промсвязьбанк», считает, что «доступ к данным и предложения, которые сейчас существуют на рынке, снижают неравенство и быстро устраняют информационную асимметрию. Сегодня пользователи получили доступ к товарам на различных рынках, что позволяет экономить деньги и сокращать затраты. Это заслуга больших данных. Система формирует предложение, создает конкуренцию. Маркетплейсы тоже основаны на больших данных. У медали всегда две стороны. Я бы не окрашивал все компании в темный цвет. Что касается использования больших данных в банках – они нужны для кредитного анализа и финансового поведения. Они позволяют точно настроить кредитные модели с меньшим риском. Люди, имеющие низкий риск, перестают платить за людей, которые несут высокий риск. Система начинает работать более точно. Потребители с более высоким кредитным качеством могут получить больший кредит. Предсказательная модель очень хорошо растет. Простой пример: когда Правительство Российской Федерации в мае объявило о программе льготного кредитования, у нас были достаточно точно настроены алгоритмы кредитных предложений и моделей, поэтому мы смогли достаточно быстро, буквально за два с половиной месяца, выдать 30 тысяч кредитов на сумму 50 млрд рублей, донести поддержку до нуждающихся предприятий очень быстро. Без подобных технологий мы бы не смогли выдать такое количество кредитов. Но благодаря развитию удаленных каналов и развитию алгоритмов мы смогли сделать это буквально за несколько дней. Кроме того, удобство предоставления данных из Росреестра, залогов и оценки имущества может кардинальным способом увеличить объем залогового кредитования малого бизнеса».

Андрей Шубин, исполнительный директор Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», отметил, что «сегодня предприниматели вынуждены пользоваться различными информационными системами, куда они сгружают свои данные. При этом на каждую такую систему, на каждый орган взаимодействия необходимо заводить новую электронно-цифровую подпись для участия в госзакупках и нести дополнительные затраты. Необходимо ввести единую подпись, единую площадку».

Василий Пушкин, директор Департамента развития цифровой экономики Министерства экономического развития Российской Федерации, проинформировал участников о том, что сегодня «государство владеет большим количеством данных. Уровень и качество работы с большими данными не всегда сравнимы с уровнем в крупных корпорациях, но по многим направлениям проведена серьезная работа и многие виды деятельности уже строятся на основе больших данных. Мы понимаем, что у нас уровень нагрузки на предприятия по статистической отчетности достаточно серьезный и эту проблему тоже надо решать. Поэтому система госстатистики была реформирована и создана единая система „Одно окно“, которая интегрировала все статистические формы. Что касается востребованности работы системы со стороны государства, можно сказать, что государству нужны сервисы и услуги, основанные на данных. Государству нужны данные для того, чтобы строить систему предоставления услуг. В целом, вся система МФЦ, „госуслуг“ и порталов уже сегодня активно работает на данных о гражданах и предприятиях. Первый период волны пандемии показал высокое качество предоставления таких услуг».

Максим Смирнов, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), рассказал, что «вся деятельность Росреестра основана на больших данных. Мы имеем два вида сведений: об имуществе и картографические данные. В период пандемии запросы только от негосударственных структур значительно выросли и составят к концу года более 90 миллионов. Более 1,5 миллиарда запросов в электронном виде Росреестр отработает по ресурсам межведомственного взаимодействия. Росреестр в этом году завершил внедрение интегральной системы, которая объединяет все данные об имуществе. Следующее нововведение, которое к концу следующего года будет завершено, – построение универсальной витрины данных, которая позволит заинтересованному лицу получить данные в онлайн-режиме, в том числе и для госструктур. Сроки предоставления данных бизнесу будут сокращены. Что касается геопространственных сведений – в середине следующего года мы панируем запустить два глобальных проекта: закончить создание глобальной картографической основы и создать новый геопортал».

Андрей Алексеенко, генеральный директор Teradata в России, объяснил, что «есть такое понятие „гравитация данных“. Чем больше данных в той или иной организации, чем больше агентов с ними работают, чем больше аналитики организации делают, тем лучше сервис или услуги и тем больше потребность в данных. Где-то она может привести к кровожадным историям, когда большой съедает всех маленьких, а где-то просто дает лучшее качество жизни или сервиса. С точки зрения аналитики в больших организациях мы в самом начале. Мы говорим, что Google знает про нас все. Не все! Данные нуждаются в обработке. Говорят, данные – это новая нефть. Но вы бы захотели свой автомобиль сырой нефтью заправить?»

Вера Адаева, директор Центра цифрового развития Агентства стратегических инициатив (АСИ), отметила, что эффективности мы достигаем только тогда, когда квалифицированно работаем с данными, обрабатываем их и инвестируем в этот процесс необходимые средства. «Основной вывод, который следует по итогам нашей дискуссии, состоит в том, что главный результат использования данных – это повышение доверия людей. В то же время мы видим и риски, что доверие может и разрушиться в процессе сбора данных. Важно, чтобы государство стало антимонопольным и этическим регулятором работы с данными», – подвела итоги сессии Вера Адаева.