На съезде координаторов Кадрового стандарта назвали способы привлечь специалистов в регионы

Представители нескольких российских субъектов рассказали о моделях кадрового обеспечения местной экономики, о работе с инвесторами по обеспечению проектов и предприятий кадрами и повышении квалификации педагогов. Выступления региональных экспертов состоялись во время второго онлайн-съезда координаторов регионального стандарта кадрового обеспечения экономического роста АСИ.

Директор центра инициатив направления «Молодые профессионалы» АСИ Жанна Кадылева на открытии съезда заявила, что в регионах «активно разворачивается система принятия решений по подготовке кадров в логике нашего кадрового стандарта». «Мы считаем это отличной возможностью для трансформации система профессионального образования и для вывода нужных компетенций на рынок труда в регионах. В настоящее время мы приступаем к этапу мониторинга внедрения проектов в субъектах России», - отметила Кадылева.

Начальник департамента профобразования Томской области Юрий Калинюк сообщил, что во время внедрения стандарта в регионе появились восемь образовательно-отраслевых кластеров.

«Они позволяют перераспределять контрольные цифры приема (КЦП) под развитие экономики региона, отсюда повышается качество подготовки выпускников. Мерой является независимая оценка через результаты демонстрационного экзамена [WorldSkills], здесь и вовлечение максимального количества работодателей в оценку качества подготовки кадров. Это позволяет нам ускорить модернизацию системы профобразования, немаловажным является и повышение доли трудоустроенных выпускников», - сказал Калинюк.

Говоря о демонстрационном экзамене WorldSkills, Калинюк назвал его механизмом управления качеством профобразования в регионе. Он отметил, что результаты тестирования влияют на дополнительное финансирование подведомственных компаний, привлечение к обучению экспертов от предприятий и перераспределение КЦП для профобразовательных организаций.

В пример Калинюк привел оптимизацию профподготовки по специальности «Повар, кондитер». До 2018 года 14 организаций готовили таких мастеров, доля трудоустройства составляла чуть более 50%. С 2019 года подобных специалистов обучают всего пять организаций, при этом доля трудоустройства выросла почти до 75%. Калинюк добавил, что благодаря оптимизации по итогам 2019 года Томская область заняла первое место по трудоустройству выпускников в Сибирском федеральном округе и третье место по всей России.

Замначальника департамента Смоленской области по образованию и науке Дина Хнычева сообщила, что при внедрении стандарта в регионе местные власти определили семь ключевых приоритетов кадрового обеспечения.

Для того, чтобы в регионе хватало кадров, смоленские власти сначала проводят прогноз потребности в рабочей силе, рассказала Хнычева. Он стал основой для появления новых подходов к системе профориентации, а также регионального сетевого ресурсного центра профориентации и жизненной навигации. Центр реализует местные и федеральные проекты, например, «Билет в будущее».

По словам Хнычевой, ключевую роль в проектировании подготовки кадров играют образовательно-производственные кластеры по 11 направлениям. Например, в рамках энергетического кластера развивается проектирование ИИ-интерфейсов и цифровая электроэнергетика. Она отметила, что подготовка и переподготовка будущих работников предприятий проводится на современном высокотехнологичном оборудовании. Итог кадрового обеспечения – это оценка качества подготовки кадров, сейчас самый лучший результат показывает композитный кластер.

«Внедрение стандарта стало серьезным толчком к развитию и по итогам 2019 года Смоленская область заняла 16 позицию в нацрейтинге инвестклимата, улучшив результат по итогам 2018 года на четыре позиции. Это произошло в том числе за счет увеличения показателя качества и доступности трудовых ресурсов», - подчеркнула Хнычева.

В Ульяновской области развивается практика работы с инвесторами по кадровому обеспечению инвестпроектов. Об этом рассказала референт регионального агентства по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Татьяна Храмова.

«Главная задача – систематизация инструментов обеспечения кадрами региональной экономики в единый механизм поиска и внедрения лучших практик. В 2019 году агентство вместе с корпорацией развития области и Минпросвещения и воспитания был разработан стандарт взаимодействия власти и институтов развития с инвесторами по обеспечению кадрами. Он предусматривает работу по двум направлениям: новые инвесторы и действующие проекты», - сказала Храмова.

Областная корпорация развития сопровождает инвесторов на всех этапах: от подачи заявки до начала работы, Минпросвещения готовит кадры, а агентство обеспечивает ими инвестпроекты. По словам Храмовой, корпорация развития выявляет потребности инвестора в кадрах и передает эту информацию в агентство, которые анализирует рынок труда и сообщает министерству, каких специалистов нужно подготовить.

«Справка, которая предоставляется инвестору [по итогам анализа], отражает все виды пожеланий к кадровому персоналу. Первая часть справки отображает информацию о ситуации на рынке труда, о стоящих на учете и обратившихся в службу занятости гражданах, о рынке образовательных услуг и выпускниках по требуемым направлениям. Во второй части предоставляется максимально удобная форма подбора работников, предлагается активная форма сотрудничества между инвестором и службой занятости», - отметила Храмова.

Благодаря этому методу инвесторы и предприятия заключили почти 30 соглашений, больше 60 высококвалифицированных специалистов получили работу, а всего на собеседование в компании попали почти 1,5 тыс. выпускников.

Об управленческом инструменте комплексной системы повышения квалификации педагогов в Самарской области рассказала директор регионального центра трудовых ресурсов Евгения Галкина. Заказчик инструмента – областное Минобрнауки. Автоматическая информационная система (АИС) «Кадры в образовании. Самарская область» позволяет проводить управление на основе данных, интегрировать все ресурсы системы повышения квалификации педагогов, оперативно получать необходимую статистику.

Также с ее помощью специалисты ведут контроль за бюджетными средствами. При этом образовательные организации полностью освобождаются от отчетности по повышению квалификации благодаря АИС. Кроме того, система проводит анализ соответствия учителей квалификационным требованиям профстандартов и мониторинг профдефицитов и потребностей педагогов. Инструмент позволяет формировать индивидуальный профиль профкомпетенций учителей и выстраивать траектории профразвития педагогов.

По словам Галкиной, системой пользуются все учителя Самарской области (больше 45 тыс. человек) и все образовательные организации (свыше 2 тыс.). Проект также прошел экспертизу и поддерживается АСИ, он уже используется в ХМАО и в Казахстане.

Региональный стандарт кадрового обеспечения экономического роста разработало АСИ в 2016 году. Он направлен на повышение инвестпривлекательности регионов с помощью качественных кадров, которые будут работать на новых и действующих предприятиях субъектов. Все российские регионы уже подписали соглашение о распространении кадрового стандарта, для обеспечения регионов кадрами используется 220 практик. В 2016-2017 годах 20 регионов испытывали стандарт в пилотном режиме.