Профессиональное образование: превратить человеческий потенциал в человеческий капитал

Какие профессии и компетенции будут нужны экономике в ближайшие годы и какие изменения надо провести в системе профобразования, в интервью «КП» рассказала директор департамента кадрового обеспечения промышленного роста Агентства стратегических инициатив.


Юлия Борисовна, вы вернулись с чемпионата молодых профессионалов WorldSkills Hi-Tech, который на днях прошел в Екатеринбурге. Поделитесь впечатлениями.

- В Екатеринбурге мы окунулись в мир высокотехнологичных профессий, став свидетелями яркого события. В пятом, юбилейном чемпионате соревновались лучшие из лучших - молодые ребята, которые уже являются действующими сотрудниками российских предприятий.

Приятно было видеть, что молодежь не боится пробовать себя в том, что любит и умеет делать, стремится развиваться в своей профессии. Ребята соревновались в 40 компетенциях. Среди них был блок профессий, которые уже востребованы на производстве. Это сварка, лабораторный химический анализ, прототипирование, обслуживание авиационной техники, авиационных двигателей. Были и компетенции будущего – промышленная робототехника, управление беспилотными летательными аппаратами, реверсивный инжиниринг и цифровая фабрика.

Все участники прошли корпоративный отбор на чемпионат у себя на предприятиях, что свидетельствует об их высочайшем профессиональном уровне. Какие возможности есть у молодых специалистов, только начинающих трудовой путь, достичь такого же уровня мастерства?

- Само движение «Молодые профессионалы» направлено на выявление талантов и потенциала человека. Движение по проведению национальных и региональных чемпионатов WorldSkills, WorldSkills Hi-Tech, чемпионат «Навыки мудрых 50+» (недавно прошел в Москве впервые) - это тоже линейка развития. Мы за образование в течение всей жизни.

А внутри системы образования должно все больше появляться инструментов для выявления навыков, которые потенциально заложены в человеке. Агентство стратегических инициатив вместе с партнерами и командой WorldSkills занимается темой наставничества, которая широко поддерживается также всеми российскими компаниями.

Команда Агентства запустила инициативу по созданию Кванториумов, Олимпиаду национальной технологической инициативы, кружковое движение национальной технологической инициативы. Это работа по выращиванию талантов с детского возраста. Она нацелена на раскрытие потенциала, дает возможность ребятам увидеть зону своего развития и найти применение на рынке труда - сегодняшнего и будущего.

И это происходит на территории всей страны?

- Да. Есть регионы более продвинутые и готовые к запуску этих инструментов. Одновременно и движение WorldSkills охватывает все субъекты Российской Федерации, и планируется, что Кванториумы будут открыты в каждом из субъектов Российской Федерации. Мы ищем сообщества и экспертов, которые готовы двигаться с нашей командой по трансляции лучших практик. Думаю, что это будет повсеместно.

Насколько востребованы ваши инициативы на местах?

- Есть огромный запрос населения, молодых специалистов на построение их индивидуальной образовательной траектории. И для них создаются такие места, где они могут получить навыки, востребованные экономикой.

Например, есть проект «Билет в будущее», который реализует команда союза WorldSkills вместе с Министерством просвещения Российской Федерации, АСИ. Его суть - в ранней профориентации, координации ребенка для участия в личной образовательной траектории.

Реализуется программа «Кадры и образование» внутри проекта «Цифровая экономика». Это постановка сквозных IT-компетенций, которые будут повсеместно востребованы уже в недалекой перспективе. К 2024 года 40% населения будет обладать цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики на достаточном уровне.

Как быть в случае, когда региону нужны определенные профессии, но не нужны другие? Как определить потребности регионов?

- Экономика субъектов выстроена по-разному, и какие у них основные отрасли – известно. Поэтому идет точечная подготовка специалистов вместе с колледжами, университетами, в связке с работодателями, заказчиками основных отраслей экономики. Это так называемая практико-ориентированная подготовка.

АСИ уже несколько лет реализует большой проект в партнерстве с Союзом WorldSkills и Министерством просвещения, Министерством промышленности и торговли, с крупными российскими промышленными компаниями - «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста». В его основе - перевод человеческого потенциала в человеческий капитал. Мы со всеми 85 субъектами Российской Федерации работаем по определению ставок экономики будущего - что будет востребовано. Разбираемся с комбинациями тех инструментов, которые нужно достроить внутри каждого региона. Проводим инвентаризацию: как устроена система образования, чего ей не хватает. И переносим лучшие существующие практики в регион, определяя карту образования под запросы экономики и рынка труда для каждого субъекта Российской Федерации.

Каждый регион сам решает, как он видит свой облик в перспективе. Но при этом все компетенции, которые касаются цифровой экономики и будущих профессий, будут востребованы вне зависимости от типологии экономики отдельного субъекта.

Какую роль в регионах играет команда Агентства?

- Мы оказываем методическую помощь и работаем в ручном режиме с каждым субъектом, чтобы определить, что в системе профессионального образования нужно поменять. Мы работаем по формату комбинаций: когда один регион может транслировать все, что у него накоплено, другому субъекту. Команда АСИ в этом проекте вместе с партнерами – это сервис, который мы предоставляем под запрос экономики субъекта.

Есть ли уже проекты, которые можно тиражировать?

- Интересный опыт есть у Хабаровского края, Челябинской и Свердловской областей. Есть много интересных практик в Тамбовской, Белгородской областях. Тюменская область уже мыслит себя в категории экономики будущего. Она традиционно считается нефтегазоносной областью, но упор делает на расширение подготовки кадров по IT-специальностям. Интересно видеть, как тяжелый индустриальный сектор переходит на новую ставку.

Агентство накопило банк лучших практик по ряду положений регионального кадрового стандарта, которые охватывают весь сквозной цикл кадрового обеспечения экономики.

Это, например, алгоритм проведения аудита материально-технической базы учебных заведений, который нужен для принятия правильного решения и правильного распределения бюджетных средств. Его задача – определить, какой тип оборудования сейчас реально востребован в колледжах с точки зрения запросов работодателя.

Есть лучшие практики проведения демонстрационного экзамена по стандарту WorldSkills с участием российских компаний. Мы тиражируем такие практики, как подготовка кадров под заказ конкретной промышленной компании, координация всех участников образовательного процесса в регионах - когда за образование отвечает не только местное министерство образования, но и промышленный, инвестиционный, экономический блок. Есть практики внутри университетов, которые касаются опережающей подготовки инженерных кадров.

Многим регионам требуется также методическое сопровождение. Например, как по заказу работодателя запустить подготовку кадров по компетенциям, которые не существовали ранее. Команда Агентства готова предоставить каждому региону любые практики.

Не получится ли так, что вы «бежите впереди паровоза»? Ведь не везде материально-техническая часть колледжей и компетенции преподавателей соответствуют современному стандарту...

- Наш главный тезис – учиться у лучших и брать только лучшие практики. Мы не бежим впереди паровоза. Потому что надо задавать планку. Всегда кто-то будет отставать, а кто-то вырываться вперед. Все понимают, что ставка на развитие человеческого капитала – это ставка на будущее. И здесь важно показать, как при правильном подходе может поменяться система профессиональной подготовки. Надо ставить очень высокие планки и их достигать постепенно.