На ПМЭФ-2013 представлена комплексная программа поддержки предпринимательства «Территория бизнеса – территория жизни»

22 июня в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2013) состоялся круглый стол «Территория бизнеса. Территория жизни». Его участниками мероприятия стали: генеральный директор АСИ Андрей Никитин, сопредседатель «Деловой России» Александр Галушка, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, губернатор Кировской области Никита Белых, исполняющий обязанности заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов. Модерировал дискуссию президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Бречалов

Участники обсудили вопросы изменения законодательства, направленного на развитие малого и среднего бизнеса, создание условий для увеличения количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, снижение административных барьеров и облегчение налоговой и проверочной нагрузки на предпринимательство. 


Количество малых предпринимателей в регионах за последние 1,5-2 года существенно сократилось. Этому способствовал ряд факторов, в том числе, новая увеличенная ставка социального страхового взноса, повышенные требования к предпринимателям со стороны проверяющих и надзорных органов (таких, как Роспотребнадзор, полиция, ФНС). 

Представляя программу комплексной поддержки малого и среднего предпринимательства «Территория бизнеса-территория жизни», глава «Опоры России» Александр Бречалов подчеркнул, что малый бизнес сегодня остро нуждается в комплексной поддержке, а не в отдельных «подачках». 

В частности, он отметил, что необходим учет социальных потребностей территории. Важно создать налоговые и тарифные условия, стимулирующие не только появление предпринимательских инициатив, но и рост малого предпринимательства. Кроме того, нужно добиться стабильности фискальных, регулирующих и инфраструктурных условий, а также упростить доступ к началу предпринимательской деятельности.

Александр Бречалов

По словам Александра Бречалова, необходимо упростить администрирование фискальных платежей, ввести единый патент - единый консолидированный платеж, который человек будет оплачивать через «одно окно» в фиксированном размере, включающем как уплату налога, так и страхового взноса. 

Губернатор Уьяновской области Сергей Морозов озвучил проблемы, которые мешают малому бизнесу более интенсивно развиваться на территории региона. 

Он высказался за совершенствование налогового законодательства для предпринимателей, которое постоянно меняется – причем не только в частных, технических вещах – но и базовых, принципиальных. 

В 2011 году в часть вторую Налогового кодекса РФ было внесено 27 правок. В 2012 году – 28. Должно быть зафиксировано положение о "не ухудшении" налогового режима для малого и среднего бизнеса. Необходимо вернуть регионам права устанавливать льготы для начинающих предпринимателей. Это понятие в областном законодательстве было введено еще в 2010 году. 

Сергей Морозов

«Поддержку сформулировали просто: два первых налоговых периода с момента регистрации (для «упрощенки»), либо год с момента получения патента. Для этих категорий мы ввели минимальные ставки по стоимости патента вне зависимости от видов деятельности. У нас она составляла 900 рублей в год! А на «упрощенке» для категории начинающих ставка была также минимальной - 5% вне зависимости от видов деятельности. В результате мы получили увеличение поступлений по всем этим налогам примерно на 10-12%! С 1 января 2013 года у регионов было отобрано это право, что поставило предпринимателей муниципалитетов в одинаковые условия с малым бизнесом крупнейших городов. В связи с этим я обратился к представителям «Опоры России», АСИ, Ассоциации инновационных регионов, руководителям других субъектов РФ с предложением о совместной работе по упрощению и стабилизации законодательства для малого бизнеса»,- отметил губернатор Ульяновской области. 

Никита Белых

По мнению Губернатора Кировской области Никиты Белых, в России необходимо менять подход к развитию малого и среднего бизнеса с инструментального на социально-политический: 

«Развитие малого и среднего бизнеса сводится к неким инструментальным подходам: кредитные ставки, сроки регистрации и перерегистрации предприятий и так далее, вместо этого нужно менять идеологию подхода». 

Исполняющий обязанности заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов призвал менять представления региональных властей о том, что помощь от федеральной власти поступит в любом случае. С его точки зрения, необходимо формировать ключевые показатели эффективности на уровне муниципалитетов и субъектов РФ. 

«Главы муниципалитетов должны отвечать за источники дохода и не надеяться на то, что он бедный и несчастный, но умный обратится к федералам и ему дадут денег. Пока муниципалитеты не будут активно искать источники создания новых рабочих мест и искать источники дохода в муниципальный бюджет, ничего не изменится», - считает Андрей Шаронов

Сергей Борисов
Председатель Попечительского совета «Опоры России» Сергей Борисов

«Я считаю, что пришло время всему бизнес-сообществу впрячься в одну телегу, сесть за одним столом и написать одну программу борьбы за предпринимательство, программу воссоздания. Программа, разработанная «Опорой России», новая, дерзкая. В ней нам необходимо проработать доказательную базу, в ней мы должны показать властям, что нулевые ставки - это не выпадающие доходы, это вклад в завтрашний день». 

Высказанные идеи нашли поддержку у сопредседателя «Деловой России» Александра Галушки: «Направление программы, безусловно, верное. Я сопоставляю то, что предлагается в программе, и то, что уже реализуется сейчас. На мой взгляд, основным пробелом сегодня является местный уровень, муниципальные власти, которые имеют свое значение для улучшения инвестклимата, развития предпринимательства. Было бы полезно, чтобы собравшиеся сфокусировались именно на этом срезе. На вопросах того, что может сделать муниципалитет, чтобы развивать предпринимательство, сбор и оценка лучших и худших практик, что необходимо от региональной и федеральной власти. Такой фокус был бы очень ценен». 

Александр Галушка, Борис Титов

Он подчеркнул: «Важно отметить, у нас есть вопросы, которые волнуют весь бизнес, это налоги, тарифы, безопасность ведения бизнеса. С другой стороны, у нас есть дорожные карты Национальной предпринимательской инициативы (НПИ) как: Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта; Повышение доступности энергетической инфраструктуры; Совершенствование таможенного администрирования; Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства и т.д.». 


«Непросто внедрять региональный инвестиционный Стандарт. Несмотря на поручения Президента - сделать это до конца года, я убеждён, что у нас не будет большинства регионов, которые его внедряют, эта история не на год и не на два». 

Генеральный директор АСИ Андрей Никитин выразил опасения, что обсуждения предложений программы с представителями власти могут вылиться в не содержательную дискуссию: «Вопрос, как нам это перевести из идеи в операционную плоскость? Я вижу ключевой риск - не содержательная дискуссия, которую с нами будут вести оппоненты по вопросам налоговых уклонений, потерь бюджета, выпадающих доходах и т.д. Всё это такие лозунги, которые поднимаются на транспарант и считается, что мы больше ничего не должны обсуждать». 

Андрей Никитин

Глава АСИ предложил следующий выход из ситуации: «Нужно определиться с нашим KPI, как предложения программы укладываются в повестку Президентских указов, как реализация предложений отразится на экономических показателях, основном капитале, и сформулировать конечные результаты реализации программы. Я буду просить членов Наблюдательного Совета Агентства поддержать эту тематику. Это позволит нам включить чиновников в диалог на обязательной основе, а те, в свою очередь, должны свои контраргументы переводить в формальную плоскость». 

Андрей Никитин также уточнил, что есть возможность, операционно проработав каждый пункт, решить, как его можно реализовать с точки зрения Федерального законодательства: 

«Мы придём к модели эксперимента, в 1-3 регионах, где сможем показать результат этих мер, которые мы предлагаем при условии, что они будут системными. У нас масса несистемных мер, которые существуют и тратят государственный бюджет. Малый бизнес не растёт и не превращается в средний, а средний - в национального чемпиона. Мы должны уже показывать результаты».