Светлана Чупшева: Нужен единый план по улучшению условий ведения бизнеса

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив рассказала о результатах работы по улучшению делового климата в России и дальнейших действиях по созданию комфортных условий для инвесторов

– Многие знают, что Россия заметно продвинулась в рейтинге Всемирного банка Doing Business, были отменены десятки административных процедур…

Как вы оцениваете эффективность предпринимаемых мер по снижению барьеров для предпринимателей? 

– Нам удалось сократить свыше 50 различных избыточных процедур, что сэкономило бизнесу более 400 дней. А это, по сути, больше года, который раньше приходилось тратить на стояние в очередях и бесконечное хождение по кабинетам.

Приведу несколько примеров. В 3 раза сокращено количество обязательных процедур, необходимых для старта бизнеса (с 9 до 3). Сведены к нулю затраты предпринимателей на строительство электросетей от существующей сети до подключаемого объекта (с мощностью до 150 кВт), а само количество процедур, необходимых для подключения к электричеству, уменьшилось в 3 раза.

Кстати, ощутить на себе действие многих реформ может каждый из нас. Вспомните, сколько мороки было с заполнением командировочных удостоверений? Теперь вся эта головная боль в прошлом – как, собственно, и сами командировочные удостоверения. Или взять, к примеру, регистрацию собственности – на регистрацию простой сделки купли-продажи уходило до месяца! Сейчас срок сокращен в 3 раза – до 7 рабочих дней.

– Что не удалось реализовать?

– Наш анализ показывает, что из более чем 900 мероприятий «дорожных карт» НПИ выполнено свыше 87%. Однако практически в каждой «дорожной карте» остались свои болевые точки.

Приведу конкретный пример из области регистрации юрлиц. Еще в 2014 году нам удалось протолкнуть реформу, отменяющую нотариальное заверение в случае, если предприниматель подает документы на регистрацию предприятия лично. Но при рассмотрении законопроекта в Госдуме РФ в него были внесены поправки, о которых бизнес не просил. В отношении личной подачи вопрос был урегулирован, но вот если предприниматель хочет подавать документы через представителя, то ему нужно не только заверить заявление о государственной регистрации у нотариуса, но и подготовить нотариальную доверенность. А это и время, и деньги.

Или, скажем, из области строительства и регистрации прав собственности. Еще прошлой весной данные о границах территорий объектов культурного наследия федерального значения должны были войти в реестр таких объектов и Единый государственный реестр недвижимости. Сегодня из 69 тысяч существующих в России объектов внесены данные лишь примерно о 16 тысячах. То есть всего чуть больше четверти от необходимого! То есть никто не застрахован от ситуации, когда предприниматель, покупая участок, на деле приобретает землю, которая граничит с объектом культурного наследия. А это значит, что строительство там вести нельзя.

Кроме того, у бизнеса есть и новые потребности. Поэтому естественным решением стала задача по созданию единого обновленного плана по улучшению условий ведения бизнеса в стране.

– Почему не продолжить прежний формат нескольких карт? Зачем делать единый план?

– Иногда похожие мероприятия включены в разные планы с разным сроком исполнения. Например, введение сервитутов предусмотрено как планом по оптимизации строительства, так и по энергетике. При этом в карте по строительству срок исполнения был установлен на декабрь 2016 года, в энергетике – почти на полгода дольше, до марта 2017 г. Кстати, оба срока нарушены, законопроект все еще в Госдуме.

Кроме того, важно, чтобы при реализации новой модели были исключены и правовые коллизии. Мы сталкивались с тем, что принимаемые нормативно-правовые акты шли вразрез с целями и задачами «дорожных карт». Например, поправки в закон о долевом строительстве, по мнению участников рынка, cоздали ряд существенных ограничений для застройщиков.

Таких ситуаций не должно быть – всю проводимую работу нужно скоординировать. При этом важно регулярно проводить мониторинг всех мер, которые могут оказать влияние на состояние инвестиционного климата. Чтобы не было, как в поговорке – «одно лечим, другое калечим».

– Какие ключевые направления выбраны для продолжения работы?

– За основу взяты самые проблемные вопросы действующих «дорожных карт» (регистрация прав собственности, упрощение процедур в градостроительной деятельности и при подключении к инженерной инфраструктуре, таможенное регулирование, корпоративное управление), а также «дорожных карт», признанных ранее реализованными, например, в сфере регистрации юридических лиц. Также в единый план включены и новые направления – по решению наиболее актуальных проблем бизнеса.

Свои предложения дали эксперты рабочих групп АСИ, ведущие бизнес-объединения страны, профессиональные сообщества. Нам важна обратная связь от всех, кто хочет и может откровенно рассказать, какие еще есть болевые точки и как с ними бороться. Проведен и всероссийский онлайн-опрос, где каждый предприниматель смог дать свое предложение по преодолению административных барьеров.

И уже понятны проблемы, решения которых ждут все. Так, в сфере внешнеэкономической деятельности требуется максимальная автоматизация процедур. Нужно создать механизм, при котором бы бизнес в электронной форме давал всю информацию только раз и с применением единой – унифицированной для всех государственных контрольных органов – электронной подписи. Сейчас, вы не поверите, каждый госорган принимает только удостоверенную им самим подпись, и у предпринимателя их может накопиться добрый десяток.

Обновленный план затрагивает и сферу ответственности Росреестра. Использование новых технологий, включая автоматическую проверку сделки без участия регистратора, должно стать нормой при проведении учетно-регистрационных действий. Это позволит сократить срок государственной регистрации прав собственности до 1 дня во всех случаях. Интересным направлением в рамках единого плана может стать запуск биометрической идентификации предпринимателей для взаимодействия с госорганами.

Проект плана уже представлен в правительство РФ. Мы надеемся, что мнение предпринимателей будет максимально учтено в финальном документе. Крайне важно сохранить доказавший свою эффективность принцип «двух ключей» – когда ни одно решение не принимается без учета позиции бизнеса.