Победителям конкурса лучших практик наставничества по Приволжскому округу вручили дипломы

Фото: Юлия Бладыка

16 победителей по Приволжскому федеральному округу (ПФО) получили награды конкурса лучших практик наставничества. Церемония награждения прошла в Ижевске на открытии окружного форума «Наставник - 2018» 3 марта.

Руководитель представительства АСИ в ПФО Сергей Бочаров отметил, что на федеральный конкурс «Лучшие практики наставничества» поступило более 4000 заявок, 715 - из ПФО. «Второе место в общем списке говорит о том, что в Приволжском округе много практик наставничества, они разные и интересные. В каждой из номинаций есть точки роста, и сегодняшний форум позволит людям встретиться, обменяться контактами, начать сотрудничество. Мы рассчитываем на поступательное развитие движения наставничества в округе», - сказал Сергей Бочаров.

Лучшими по ПФО признаны практики, представленные «Авиастар-СП» (ПАО ОАК) (Ульяновская область), ОАО «Корпорация развития Оренбургской области» (Оренбургская область), ПРОО «ПравДА вместе» (Пермский край), АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» (Республика Татарстан), МБОУ СОШ №13 им. А.Л. Широких (Удмуртская Республика), ООО «Молодежная тренинговая компания» (Самарская область).

Лауреаты конкурса в 6 номинациях

Наставничество на производстве

  • 1 место - Назаров Владимир Валентинович, «Авиастар-СП» (ПАО ОАК), Ульяновская область

Практика: Наставничество как инструмент формирования и непрерывного развития компетенций в области цифровых технологий

Наставничество направлено на формирование у молодых работников личных компетенций, раскрытие профессионального потенциала, передачу им корпоративных ценностей предприятия. Наставники помогают использовать знания, навыки, правила ИТ в узких направлениях развиваемых цифровых технологий и интегрировать их в существующую производственно-технологическую систему отдельных групп специалистов и руководителей подразделений.

Практика: Программа адаптации и наставничества ПАО «Казанcкий вертолётный завод»

Наставничество представляет собой систему целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для адаптации молодых работников на предприятии. Старшее поколение коллектива передает лучшие традиции завода младшему. Наставниками становятся рядовые рабочие, передовики и новаторы производства, инженерно-технические работники, служащие. Количество обучаемых за 2017 год – 633 человека. Количество наставников за 2017 год – 298 человек.

Практика: Профильное наставничество гидравликов

Практика направлена на подготовку и переподготовку сотрудников для работ в условиях значительных сбоев и поломок гидравлического оборудования. Наставничество - элемент этой подготовки. Стартовал проект на пилотном участке - дивизион труб большого диаметра, с 2016 года - в других подразделениях предприятия. За 2017 год - 37 наставников, 348 наставляемых.

Наставничество в бизнесе и предпринимательстве

  • 1 место - Агошков Алесандр Владимирович, ОАО «Корпорация развития Оренбургской области», Оренбургская область

Практика: Региональный конкурс предпринимательских проектов, поучительно-развивающее телевизионное реалити-шоу «Бизнес Класс»

Практика направлена на поддержку предпринимательства на конкурсной основе через телевизионные каналы.

Практика: В предпринимательство со школьной скамьи

Это 4-месячный курс обучающих мероприятий по основам предпринимательской деятельности, предназначен для учеников 10-х классов. Практика направлена на формирование у молодых людей положительного образа предпринимателя. Цель - научить школьников основам предпринимательской деятельности. С 2016 года реализован в школах городов: Бирск, Благовещенск, Туймазы, Октябрьский, Уфа.

Практика: Система наставничества: сопровождение непрерывного профессионального роста и развития ключевых лидерских и управленческих компетенций

Система карьерного роста (образно именуемая «Чайник») выстроена в виде лестницы дает каждому сотруднику компании возможность непрерывного профессионального роста и развития ключевых компетенций инновационных лидеров. Пройдя все профессиональные ступени «Чайника», сотрудник становится частью экспертного сообщества. Система наставничества в компании является основополагающим элементом системы воспроизводства кадров и неотъемлемой частью корпоративной культуры. Наставническая деятельность осуществляется на всех основных этапах жизненного цикла сотрудника.

Наставничество в социальной сфере

  • 1 место - ПРОО «ПравДА вместе», Чернова Ирина Геннадьевна, Пермский край

Практика: Краевая реабилитационная программа «На пути героя» по сопровождению детей, находящихся в конфликте с законом, окружением и собой

По инициативе молодежи была создана технология наставничества над детьми, состоящими на учёте в ОВД. Технология представляет 3 этапа работы с подростком. 1 этап: наставник - волонтер знакомится с участниками программы. 2 этап: сопровождение подростка через ценностно-ориентированные мероприятия, социально-полезные дела и индивидуальное общение. 3 этап: профильная реабилитационная смена «Путь героя» (10 дней), где наставник совместно с подростком выстаивают траекторию личностного развития. Значимость технологии выражается в системном, межсекторном подходе реабилитации подростков. В технологию включены не только дети, но и специалисты.

Практика: «Мы вместе»

Информационная и психологическая поддержка наставника помогает семье, в которой растет ребенок с синдромом Дауна в возрасте до 3-х лет, адекватно принять проблему, мобилизоваться и заняться развитием ребенка, включиться в жизнь общества. В течение прошлого года в сообщество добавилось 15 таких семей, и все они активно включились в мероприятия сообщества, в трех случаях (из трех известных в сообществе) ребенок был принят в семью.

Практика: Проект наставничества и сопровождения детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Вектор»

В настоящее время структура детских домов в Республике Марий Эл трансформировалась в центры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых организация их жизни происходит по типу семейной группы. Главным трендом является развитие семейного устройства детей-сирот, но для тех, кто еще остается в детских домах, необходима эффективная форма сопровождения. Организация занимается вопросами социализации выпускников детских домов через систему наставничества.

Наставничество в образовании и кружковом движении

  • 1 место – Ахметова Аделя Маратовна, АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0», Республика Татарстан

Практика: Институт наставничества Республики Татарстан

Университет талантов формирует и развивает сообщество наставников, готовых работать с талантливой молодежью, выявлять способности ребят и поддерживать их профессиональную самореализацию.

  • 2 место – Первушина Алевтина Александровна, МБУ «Центр», Удмуртская Республика

Проект: «Лига инженеров будущего»

Практика наставничества позволяет развивать научно-технические, инженерные компетенции учащихся. Наставники помогают детям решать технические задания, готовят к конкурсам и олимпиадам различных уровней.

  • 3 место – Осипов Андрей Александрович, ЦМИТ «Футурум», Самарская область

Практика: «Инженеры будущего»

Практика наставничества в образовательном центре применяется при дифференциальном обучении. Сформирована отдельная группа из лучших учеников в технической сфере, которым наставники помогают разрабатывать инженерные и исследовательские проекты. Результаты практики - победы на конкурсах и фестивалях, например, «Лифт в будущее», «Робофест», «Шустрик».

 Дети учат детей

  • 1 место – Бикмеев Эмиль Радиковаич, МБОУ СОШ №13 им. А.Л. Широких, Удмуртская Республика

Практика: «Профессиональный успех: с места в карьеру!»

Проект наставничества реализуется командой наставников «СОЮЗ-13» и помогает учащимся 8-11 классов с профессиональным самоопределением. Идея проекта - привлечение подростков города Сарапула, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, в активную полезно-общественную деятельность. В основе проекта лежит системно-деятельностный и событийный подход, сочетающий в себе организацию образовательных событий, мероприятий, социальных проектов, конкурсов, фестивалей для профессионального самоопределения учащихся.

Практика: Знакомим детей с современными инженерно-техническими профессиями

Для участия в различных соревнованиях по робототехнике в лицее формируют и обучают команды школьников. В регламентах различных соревнований делается упор на свободу творчества, а также на развитие навыков коммерческого предпринимательства среди молодежи. Практика наставничества позволяет лидеру команды самостоятельно привлечь в нее партнеров, выбрать вид соревнований и проявить организационные навыки. Неформальное общение подростков разного возраста позволяет достичь высоких результатов.

Практика: Школа аэрокосмической инженерии

В этом году впервые в Junnior Skills введен профиль «Аэрокосмическая инженерия». Наставник помогает ребятам освоить новую программу, рассказывает об основах проектирования и полностью разбирает с ними все аспекты аэроктсмической инженерии.

Дополнительная номинация «Media наставник»

  • Победитель - Токар Александр Ефимович, Самарская область

Практика: Всероссийский телевизионный проект «Акулы бизнеса»

Основной идеей проекта является возможность донести принципы и основы наставничества до максимального количества людей. Уникальный для России формат телевизионного шоу позволяет вовлекать широкую аудиторию в обсуждение вопросов развития предпринимательства и наставничества. В рамках телевизионного шоу инициаторы проектов представили свои бизнес-идеи опытным наставникам - руководителям известных по всей стране компаний. Лучшие проекты прошли этап акселерации и были представлены венчурным инвесторам для последующего финансирования и развития