«Наставничество – неотъемлемая часть развития дуального образования»

Кто такой наставник, каким он будет в 2035 году и как реализована система мотивации наставничества на Первоуральском новотрубном заводе (АО «ПНТЗ») рассказала редакции сайта asi.ru руководитель направления по системе дуального образования программы «Будущее белой металлургии» АО «ПНТЗ» Анна Полякова на полях окружного форума «Наставник» УФО в Екатеринбурге.

- За время реализации проекта АСИ по дуальному образованию (2014-2016 годы) к нему присоединилось около 13 000 наставников, более 1100 предприятий, было вовлечено более 57 000 студентов. Благодаря этому мы имеем базу предприятий, развивающих институт наставничества, самих наставников, их подопечных, региональных положений и корпоративных нормативных документов – словом, предпосылки к формированию платформы для эффективной подготовки кадров в России. Есть сильные корпоративные практики, подтверждающие успешное развитие проекта. Например, в ЧТПЗ разработан собственный стандарт дуального обучения, важную роль в котором занимает институт наставничества. 

Анна, вы стояли у истоков создания образовательного проекта «Будущее белой металлургии». Какую роль играет наставничество в построении системы дуального образования в вашем проекте?

Анна Полякова: 5 лет работы нашего центр показали, что для подготовки кадров недостаточно высококачественного оборудования - необходима система, отвечающая актуальным требованиям работодателя к компетенциям и квалификациям будущих работников, которые все больше усложняются. 

Сама система дуального образования – это сочетание требований заказчиков – государства и бизнеса. Со стороны государства эти требования изложены в ФГОСах, со стороны работодателя – в профстандартах, должностных инструкциях и надстройке в виде корпоративной культуры. На выходе всем необходим результат: государству – дипломированный специалист, бизнесу – тот же самый человек, но имеющий подтверждённые навыки по одной или нескольким компетенциям, готовый связать с предприятием свою жизнь и строить здесь карьеру. В нашем модели корпоративной подготовки кадров лежит именно такая логика. Наставничество – неотъемлемая часть развития дуального образования и профессиональной подготовки кадров в России.

- В чем тогда функция наставничества?

Анна Полякова: Наставники нужны для того, чтобы заложить основы знаний и навыков в тех ребят, которые сами станут через 10-15 лет наставниками, для нового поколения тех, кто придет на завод в 2035 году. Сейчас мы даем ребятам профориентацию, показываем завод, рассказываем, что это такое и какие компетенции нужны человеку, который должен работать на таком производстве. С одной стороны, это навигация, а с другой – мотивация для развития в профессии.

- Как возможно заложить те навыки, которые сейчас еще только формируются в связи с трендами цифровизации и роботизации?

Анна Полякова: Для этого и нужен наставник. Для примера, в 2015 году рядовой сотрудник у нас должен был владеть 3 компетенциями. Процессы усложняются и к 2020 году сотрудник должен обладать уже 8-10 функциями одновременно. Чтобы достичь такого уровня навыков, нам нужно замотивированные молодые ребята, именно поэтому мы заинтересованы в ранней профориентации. Наставники тут выступают, как раз, проводниками в мир профессии, через наставничество формируется мотивация. И мы видим растущую динамику: если ранее конкурс был 1 к 1, то есть, брали всех, кто пришел. Теперь же этот показатель составляет 1,5 к 1.

Вы уже наверняка слышали про наш проект «Классный папа». С его помощью нам удалось не только в буквальном смысле «заставить» учиться, но и разобраться в эмоциональных и межличностных подростковых проблемах.

- Например?

Анна Полякова: Например, показатель защиты дипломов на «4» и «5» в 2014 году составлял 23,1%, а уже в 2017 - 73,2%. Только в 2017 году рост составил около 30%. Это эффект достигнут благодаря именно «Классным папам» и кропотливой работе команды наставников на производстве, что отразилось на их успеваемости.

Справка

Группа ЧТПЗ является одной из ведущих промышленных групп металлургического комплекса России. Компания ЧТПЗ объединяет предприятия и компании черной металлургии – ОАО «ЧТПЗ», ОАО «ПНТЗ», компанию по заготовке и переработке металлолома ООО «МЕТА», металлоторговое подразделение ЗАО ТД «Уралтрубосталь» и нефтесервисный дивизион, представленный компанией ЗАО «РИМЕРА».

Проект «Будущее белой металлургии» нацелен на подготовку кадров для металлургической отрасли России, основная задача – обеспечить приток высококвалифицированных молодых сотрудников, не только полностью готовых к требованиям современного производства, но и погруженных в корпоративную культуру предприятий, входящих в группу ЧТПЗ.