В 2018 году экономический эффект реформирования системы соцзащиты детства в Томской области может составить 1,5% ВРП

За счет реформирования системы социальной защиты детства Томская область планирует получить в 2018 году не только социальные эффекты, но и экономию бюджетных средств. Экономический эффект реформы может составить 1-1,5% ВРП. Такие расчеты приведены в «Оценке долгосрочных социально-экономических последствий реформирования системы социальной защиты детства в Томской области» (под редакцией Е. И. Андреевой. ЦФП).

С 2016 года на территории региона реализуется инновационная модель профилактики семейного неблагополучия, разработанная благотворительным фондом «Таганский детский фонд». Модель включает систему современных инструментов для формирования региональной политики в сфере предупреждения социального сиротства и оказания помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

По данным мониторинга, проведенного в организациях Томской области, занимающихся внедрением модели инновационной семейной политики за 2017 год -

  • выросла доля социальных услуг семьям, воспитывающим детей на ранней стадии семейного кризиса на 5-7%;
  • выросла доля случаев снятия с сопровождения семей, восстановивших экономическую устойчивость и преодолевших семейный кризис на 3-5%.

Томская область стала экспертной и методической площадкой для тиражирования модели. В ходе ее продвижения появились партнеры, заинтересованные в совместной реализации проекта. Продуктивные партнёрские отношения сложились с некоммерческими организациями из ряда регионов: Москвы, Пермского края, Томской, Челябинской, Московской, Тамбовской областей, Башкортостана.

В ноябре 2017 года в Томске  было подписано соглашение о сотрудничестве между Агентством стратегических инициатив, Администрацией Томской области, Национальным исследовательским Томским государственным университетом (НИ ТГУ), РОБФ «Таганский детский фонд» и Национальным фоном защиты детей от жестокого обращения. Стороны займутся развитием и тиражированием модели профилактики семейного неблагополучия.

В соглашении также закреплена договоренность о создании на базе НИ ТГУ научного образовательного центра «Сибирский центр стратегических исследований в области семьи и детства», который обеспечит координацию и научно-методическое сопровождение внедрения модели в регионах и позволит:

  • получить объективную информацию об эффективности деятельности по профилактике семейного неблагополучия;
  • создать систему независимой оценки качества оказания социальных услуг;
  • создать условия для развития рынка социальных услуг и социального предпринимательства;
  • повысить эффективность и оперативность принимаемых управленческих решений в сфере семейной политики региона;
  • внедрить инновационные алгоритмы межведомственного взаимодействия в социальном блоке региона, эффективно распределить региональные ресурсы с целью повышения эффективности мер, направленных на профилактику семейного неблагополучия;
  • создать условия для формирования современной системы повышения квалификации специалистов в сфере профилактики семейного неблагополучия;
  • получить в среднесрочной перспективе не только социальные эффекты, но и экономию бюджетных средств (экономический эффект реформы может составить 1-1,5% ВРП («Оценка долгосрочных социально-экономических последствий реформирования системы социальной защиты детства в Томской области. (Под редакцией Е. И. Андреевой). ЦФП, 2007)»).

В ноябре Таганский детский фонд провел переговоры о возможном сотрудничестве с Институтом социальных услуг (Колумбус, штат Огайо) и получил согласие от международных партнеров о готовности представить в России свои инновационные программы в сфере профилактики семейного неблагополучия и активно участвовать в их адаптации.   

Все лучшие российские и зарубежные практики в сфере социальной защиты семьи и детства Сибирский центр  будет направлять в опорные регионы для апробации и масштабирования модели на территории России.