Автомобиль станет общественным транспортом

Эксперты прогнозируют лавинообразный рост совместного использования машин

Через 15 лет основными игроками авторынка будут не автомобильные концерны, а поставщики информации на борт автомобиля. Из этого смелого прогноза исходили авторы концепции обновленной «дорожной карты» «Автонет 2.0», рассчитанной до 2035 года. Документ был разработан в рабочей группе «Автонет» Национальной технологической инициативы (НТИ), определяющей вектор развития автотранспортного рынка. На прошлой неделе концепция прошла защиту в Агентстве стратегических инициатив (АСИ).

Первоначально карта «Автонет» была сконцентрирована вокруг развития беспилотного транспорта. Но современные технологии диктуют более масштабные задачи. Новые цели решили увязать с начавшим формироваться рынком «Автомобиль как услуга» (а не как предмет владения), который может стать доминирующим уже к 2030 году. С помощью смартфона или компьютера можно будет заказывать транспортную услугу в любом месте и в любое время, а необходимость в личном владении автомобилем отпадет. Для успешного развития этого рынка потребуются цифровые сервисы, которые помогут сделать автомобильный транспорт удобнее и доступнее для населения.

Как рассказали «Известиям» в рабочей группе по разработке и реализации «дорожной карты» «Автонет», в АСИ состоялась успешная защита концепции «Автонет 2.0». Главной целью обновленного плана развития автомобильного транспорта на период до 2035 года станет развитие и поддержка проектов, направленных на создание цифровых сервисов, благодаря которым процесс перемещения людей или вещей из одной точки в другую станет максимально доступным, комфортным и удобным.

В основу «Автонет 2.0» легла концепция «Интернета перевозок» (Internet of Transportation), которая является естественным продолжением концепции «Интернета вещей» (Internet of Things). 

После появления на улицах общего пользования автономных транспортных средств, то есть после 2020 года, прогнозируется лавинообразный рост рынка совместного использования автомобилей и появления персонализированных транспортных услуг. Модели общественного и частного транспорта будут постепенно объединятся в одну. Ключевым фактором успешного развития транспорта будущего станут бизнес-модели новых страховых, финансовых и различных других коммерческих услуг, основанных на использовании IT-платформ. Такие цифровые сервисы позволят генерировать дополнительные доходы, в том числе за счет продажи развлекательного медиаконтента, рекламы, продуктов питания и напитков.

— Наша задача — обеспечить приток идей, которые в дальнейшем смогут развиться в бизнес не только национального, но и международного уровня. У нас на сегодня организована воронка уже из 54 проектов НТИ «Автонет 2.0». Поскольку мы не являемся классическим венчурным фондом или акселератором, то занимаемся распределением проектов в нужном направлении для их наилучшего развития, в том числе и совместно с фондом «Сколково». Индивидуально подбираем для каждого проекта механизм финансирования путем комбинации разных методов, среди которых фондовые гранты, вход в капитал и займы под низкую процентную ставку, — рассказал «Известиям» соруководитель «Автонет» НТИ Александр Гурко.

Эксперты «Автонет» в процессе подготовки новой «дорожной карты» изучили стратегии развития крупнейших автопроизводителей, таких как Daimler, BMW, Volkswagen и др. Все они активно развивают новые направления бизнеса, где автомобиль уже не предмет владения, а услуга. 

Основные направления развития автопроизводителей — автономные, подключенные и электрические автомобили, а также сервисы умной городской мобильности. Крупнейшие транспортные компании уже также активно инвестируют в развитие технологий автономности, в частности создают беспилотные грузовики и такси. В российских мегаполисах рынок умной городской мобильности уже достаточно хорошо развит. Например, в Москве работают шесть каршеринговых компаний, доступны велосипеды для краткосрочной аренды, агрегаторы такси.

По словам вице-президента «Яндекса» по корпоративным отношениям Марины Яниной, расширение применения информационных технологий в транспортной отрасли является общемировой тенденцией.

— У нас в стране есть отличная база — специалисты и технологии — для развития проектов в сфере беспилотного транспорта, использования шеринговой модели в различных сферах перевозок, собственных информационно-навигационных платформ. Надеемся, что «Автонет» поможет реализации этих проектов, — пояснила Марина Янина.

В Сбербанке рассказали о заинтересованности стать партнером НТИ «Автонет» и участвовать в интеграции современных цифровых финансовых сервисов в автомобили.

— Поскольку обновленная концепция «Автонет 2.0» предполагает создание экосистемы потребителей и поставщиков транспортных услуг, а также механизма повышения инвестиционной привлекательности технологических проектов, в нее необходимо интегрировать финансовые сервисы — расчетные, кредитные, страховые и др. Сбербанк готов к кооперации с участниками этого рынка — как с производителями автомобилей, так и с технологическими экосистемами, — заявил «Известиям» директор по крупнейшим клиентам управления по работе с клиентами транспорта и автомобилестроения Sberbank CIB (корпоративно-инвестиционный бизнес Сбербанка) Константин Зарецкий.

Экспертное сообщество активно участвует в обсуждении и оценке направлений развития и перспективных проектов обновляемой «дорожной карты». По словам проректора по научной работе МАДИ Султана Жанказиева, самым сложным моментом в переходе от традиционных автомобилей к автономным станет вопрос координации разных моделей управления. Необходимо предварительно рассчитать, как это повлияет на аварийную ситуацию, создав модель сравнения аварийности автономных и управляемых автомобилей в единой системе. Специалисты вуза способны при помощи технологий предикативного анализа рассчитать корректную модель.

Новая «дорожная карта» должна быть разработана до конца этого года.