Эксперты: развитию бизнеса на Дальнем Востоке поможет развитие инфраструктуры

По мнению экспертов для развития бизнеса в регионе также нужны снятие административных барьеров и доступ к кредитным ресурсам

ВЛАДИВОСТОК, 6 сентября. /ТАСС/. Доступ к кредитным ресурсам, развитие инфраструктуры, транспорта и снятие административных барьеров необходимо для развития бизнеса на Дальнем Востоке. Такое мнение высказали участники делового завтрака «Повышение инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока: диалоги с лидерами территорий» в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ-2017).

Ориентир на целевые модели

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) РФ Светлана Чупшева напомнила участникам встречи о презентованном на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2017) национальном инвестиционном рейтинге. Его итоги свидетельствуют о сокращении разрыва в степени инвестиционной привлекательности между регионами и об улучшении ситуации в целом.

«Следующий этап - такой механизм как целевые модели. Это достаточно простой алгоритм - мы выбрали лучшие практики российские и предложили коллегам. Например, по стройке у нас сегодня разница от 53 до 260 дней. Мы говорим, давайте мы на модельный объект доведем срок к концу года до 120 дней», - сказала Чупшева.

Всего насчитывается 12 целевых моделей, средний уровень их достижения по стране составляет 64%. До конца года АСИ рассчитывает довести этот показатель до 100%.

На Дальнем Востоке в числе лидеров по выполнению этих нормативов Магаданская область, Хабаровский край, Сахалинская область, Камчатский край и Амурская область. По мнению директора АСИ, Дальний Восток способен опередить по нормативам регионы ЦФО.

Среди основных сложностей Чупшева назвала отсутствие четких правил землепользования и застройки, установления границ муниципальных образований.

«Адреса объектов недвижимости несвоевременно вносятся в информационную систему, что, безусловно, сказывается на развитии бизнеса», - подчеркнула она. По ее словам, ряд регионов Дальнего Востока, такие как Республика Саха (Якутия) и Амурская область, преуспели и в этом отношении.

Другой трудностью является механизм получения разрешения на строительство, и здесь наиболее успешными оказались Хабаровский край, Магаданская область и Приморский край, считает глава АСИ.

Доступ к кредитным ресурсам

Среди основных барьеров, по мнению губернаторов дальневосточных регионов, является доступ к кредитным ресурсам для развития малого и среднего бизнеса. Как отметил глава Амурской области Александр Козлов, при работе в регионе важно учитывать процентную ставку и процедурные вопросы.

«Потому что МСП банк берет на себя риски заемщика, им надо будет провести оценку - это 10 дней. Банки, которые выдают, эту процедуру не делают, процедура короче, соответственно, предприниматели идут к ним, потому что им важно как можно быстрее получить деньги», - рассказал Козлов.

Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский добавил, что привлечение кредитных ресурсов было большой проблемой в 2014 году для всей страны, сейчас ситуация начинает выравниваться.

«Чтобы нашим предпринимателям было проще, мы создали гарантийный фонд, который очень помогает», - заметил он.

Глава Опоры России Александр Калинин рассказал, что на Дальнем Востоке в два раза больше, чем в среднем по России, люди говорят, что им не хватает доступа к деньгам. По его мнению, это в том числе связано с северным завозом.

«Это связано с тем, что институты, банки, которые там работают, у них риск - модели более жесткие. Этот вопрос обсуждался, его взяли на заметку Корпорация по развитию малого и среднего бизнеса и финансовые институты», - заметил Калинин.

Проблема демографии и падение спроса

Еще одной важной проблемой, которую озвучили участники делового завтрака, является демография.

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Помощник президента РФ Андрей Белоусов рассказал, что меры поддержки Дальнего Востока имели эффект за последние пять лет, прошедших с саммита АТЭС, однако депопуляция региона сохраняется.

«Минвостокразвития докладывает о 3,5 трлн рублей «инвестиционных замыслов», если хотя бы на 10% это реализуется в рабочих местах, это будет колоссальным прорывом. Но говорить о том, что мы добились качественного результата и переломили тенденцию, мы не можем, потому что депопуляция Дальнего Востока сохраняется, это главный критерий», - сказал Белоусов.

По его словам, даже сотни создающихся в территориях опережающего развития (ТОР) рабочих мест на 6 млн граждан - это капля в море.

«Люди должны почувствовать, что у них есть перспективы, чтобы тут остаться и работать», - подчеркнул Белоусов.

Для этого, отметил он, властям и бизнесу дальневосточных регионов необходимо избавиться от «вредоносных стереотипов» о том, что Дальний Восток обречен на отставание, и что у него есть 5-10 лет на «раскачку».

Также, по словам Белоусова, в течение трех месяцев планируется провести новую оценку потенциала регионов Дальнего Востока.

Глава Опоры России добавил, что решить существующие проблемы на Дальнем Востоке невозможно без поддержки экспорта и спроса.

«Возместить те потоки, которые шли по импорту продукции с Дальнего Востока в центр России возможно, если тут качественно будет улучшена поддержка экспорта. Только если предприятия, которые работают здесь, начнут массово экспортировать в Азиатско-Тихоокеанский регион, денежные потоки не только вернутся, они вырастут во много раз», - сказал Калинин.

Он добавил, что есть проблема и с теневым сектором на Дальнем Востоке.

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

«Нужно не только добиваться выхода этого сектора в легальное поле, но и не создавать новых административных барьеров, в том числе при выделении земель, распределении объектов мобильной или стационарной торговли, принятии тех или иных кадастровых оценок», - сказал Калинин.

Объем рынка и транспортная доступность

Говоря о достижении целевых моделей в регионах, губернаторы отмечают, что часто объективные причины, такие как удаленность территории, низкая транспортная доступность, не позволяют на равных конкурировать с центральными регионами России.

«Во-первых, проблема объема рынка: на огромной территории <…> на 1 млн человек попытаться создать рынок объективно невозможно. Вторая причина - транспортные расходы. Что бы ни говорили, до 85% в стоимости товаров составляют транспортные услуги... 70% территории не имеют никакой транспортной связи: ни дорог, ничего», - рассказал глава Якутии Егор Борисов.

О проблеме объема рынка говорил и губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко. Он отметил, что регионам Дальнего Востока в вопросах привлечения инвесторов никогда не сравниться с регионами Центральной части России, однако, у них есть свои преимущества.

«Рынок сбыта там огромен, многие инвесторы приходят туда, чтобы поставить производство и реализовывать товар Москве и ближайшим территориям, где проживают десятки миллионов человек. На Дальнем Востоке преимущества - наличие природно-сырьевой базы, которая предполагает переработку и леса, и рыбы, и полезных ископаемых», - сказал Кожемяко.

Кроме того, в числе преимуществ он назвал близость Азиатско-Тихоокеанского региона, что делает доминирующей для экономики Дальнего Востока экспортную составляющую. В этом смысле наиболее логичным, по словам губернатора, будет развитие тех направлений, которые на Дальнем Востоке уже представлены.

«Сегодня инвестор пошел в направлении переработки рыбы, мы переходим из сырьевого сегмента по газу, строя газоперерабатывающий завод в Амурской области. Дальний Восток привлекателен и для туризма, и это не только наш турист - это Азиатско-Тихоокеанский регион», - подчеркнул Кожемяко.