Образовательные организации будут перестраивать программы подготовки кадров для энергетики будущего

Образовательные организации по заказу энергетических компаний будут перестраивать образовательные программы для подготовки специалистов в таких сферах энергетики будущего, как «Цифровая энергетическая сеть», «Интеллектуальная распределенная энергетика», «Новые потребительские сервисы».

«Среди перспективных и востребованных уже сегодня специальностей – специалисты по обеспечению кибербезопасности энергопредприятий, наладчики и контролеры энергосетей для распределенной энергетики, специалисты по проектированию цифровых энергосистем, по цифровым системам управления энергетических объектов», - сказал на экспертной сессии «Кадровое обеспечение электроэнергетики будущего», прошедшей 29 августа на ЭКСПО 2017 в Астане, директор департамента технологического развития и инноваций ПАО «Россети» Владимир Софьин.

К 2023 году, по его словам, перечень специализаций может расшириться за счет появления новых профессиональных компетенций на стыке смежных с электроэнергетикой областей – IT, экономики, юриспруденции.

В рамках сессии участники рабочей группы рынка Энерджинет Национальной технологической инициативы (НТИ) представили проект образовательного альянса «Энерджинет», в соответствии с которым вузы разработают программы опережающей подготовки таких специалистов по ключевым перспективным компетенциям сегментов рынка, а компании сформируют свою потребность в кадрах.

Согласно представленной модели образовательного альянса работа будет проводиться с учетом стратегий и программ развития предприятий электроэнергетики, инициатив по созданию новых рынков. «Для скоординированного проектирования новых компетенций под указанные программы к проекту будут привлекаться представители бизнеса, компаний, научного сообщества, образовательных учреждений и органов исполнительной власти», - сказала член рабочей группы рынка Энерджинет Жанна Кадылева.

О своей готовности участвовать в проекте заявили Высшая школа экономики (ВШЭ), Московский энергетический институт (МЭИ), Севастопольский (СевГУ), Чувашский (ЧГУ) и Марийский (МарГУ) государственные университеты, Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). 

Заказчиками на подготовку кадров выступают компании - участники рабочей группы рынка Энерджинет.

«Выпускникам не хватает практического опыта, знаний новых технологий. То же можно сказать про преподавателей, - пояснила редакции сайта АСИ заместитель директора Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ Ирина Волкова. - Невозможно в каждом вузе сосредоточить преподавательские, технические ресурсы, чтобы обеспечить подготовку студентов по всем необходимым компетенциям, обучить востребованным специальностям».

Поэтому задача образовательного альянса, по ее словам, заключается в том, чтобы предоставить всем заинтересованным сторонам – вузам, энергетическим компаниям, абитуриентам, отраслевым научным центрам – площадку для обмена опытом, знаниями, технологиями и потребностями в кадрах.

В ВШЭ по теме энергетики работает два исследовательских института – Институт энергетики и Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий. «Запущено несколько образовательных программ. Поэтому нам интересно участие в альянсе, прежде всего с точки зрения подготовки экономистов, управленцев в сфере электроэнергетики», - сказала Ирина Волкова.

Между тем, учебные заведения уже включаются в подготовку востребованных перспективных кадров в сфере энергетики. С этого года МЭИ запускает программу «Интеллектуальные энергетические системы».

«СевГУ совместно с СПбГУ реализует сетевую магистерскую программу «Интеллектуальные системы энергоснабжения», - рассказал руководитель направления «Надежные и гибкие сети» рабочей группы Энерджинет Владислав Воротницкий.

Научно-исследовательские работы, новые технологии и оборудование формируют требования к подготовке инженерных кадров и эксплуатационного персонала. С учетом длительного цикла подготовки специалистов, определение перспективных компетенций крайне необходимо для создания механизмов опережающего обучения и переподготовки персонала, разработки образовательных программ и стандартов - пояснил он.