Шеринг ресурсов позволит родителям выбирать для своих детей не школу, а курс

Организовать шеринг (sharing) ресурсов для доступа к учебным курсам, ввести альтернативу лицензиям на образовательную деятельность для носителей компетенций и создать общественно-деловые советы для учета в школьной программе стратегий территориального развития предложили авторы модели открытого сетевого образования на форуме «Импульс социальных изменений», который проходил 15-17 мая в рамках Форсайт-навигации 2017.

Разработчики модели считают, что она позволит корректировать школьную программу в зависимости от приоритетов развития регионов и муниципалитетов.

«Мы предлагаем создать общественно-деловой совет при муниципалитете, он и задает рамку для того, что мы преподаем. Мы решаем, преподаем ли мы робототехнику, или то, что касается рукоделия. И тогда рождается перечень актуальных курсов», - рассказала лидер проекта «Сетевая модель предпрофильного образования школьников на базе лабораторий коллективного доступа», директор московской школы № 2103 Наталья Ильина.

Шеринг ресурсов

Инструментом для аудита и перераспределения ресурсов под решение стратегических задач может стать соглашение о сетевом взаимодействии.

директор московской школы № 2103 Наталья Ильина

«Соглашение позволит провести ревизию всех имеющихся ресурсов и заставит школы их расшарить, то есть открыть. Если у меня есть лаборатория, и по производственной мощности я могу принять еще 100 человек - 4 класса, то в рамках этого соглашения я свой ресурс открою. Тогда все предприятия, которые могут пополнять образовательную среду, будут участвовать в этом сетевом взаимодействии - художественные, музыкальные, спортивные школы, СПО, вузы, музеи, отраслевые предприятия», - пояснила Наталья Ильина.

Если школа потенциально готова принять дополнительное количество детей из других образовательных учреждений, у родителей появится выбор. «Только сейчас они выбирают школу, а будут выбирать курс», - подчеркнула Наталья Ильина.

Идею шеринга ресурсов поддержал директор департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России Артем Шадрин. Такой подход, по его мнению, позволит повысить экономическую эффективность социальной сферы и провести реструктуризацию сети государственных и муниципальных учреждений. 

«Действительно, шеринг ресурсов нужен не только в образовании, но и в социальной сфере, когда какие-то помещения могут шериться, оборудование может шериться, - сказал Артем Шадрин. - Это тоже направление реструктуризации. Мы будим этим целенаправленно заниматься, выявлять лучшие практики в регионах. В результате мы выйдем на экономию, которая позволит безболезненно перейти к передаче 10% услуг негосударственным организациям, и в целом сделает эту систему более эффективной».

Директор департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России Артем Шадрин

Роль координатора сетевого взаимодействия в муниципалитете может взять на себя действующий методический центр.

«Сейчас в каждом управлении образованием есть городской методический центр, но функция их зачастую сводится к контролю исполнения ФГОС. Если ресурсный центр начнет ориентироваться на контрольные показатели стратегии развития, тогда он автоматически будет выполнять функцию координации - какие курсы запускаем, какая школа или какое предприятие готово это реализовать», - отметила Наталья Ильина.

Цех вместо школьного кабинета

При внедрении модели школьники получат прямой доступ к носителям компетенций и смогут использовать полученные знания на практике. Например, если уроки по ракетомоделированию в рамках общей образовательной программы в Королёве проводить не в учебных классах, а на предприятиях ракетно-космической отрасли.


«Сейчас в школу очень много пошло людей - носителей компетенций. Это те инженеры, которые могут преподавать робототехнику, но зачастую боятся детей. И в паре, если соединить шикарного педагога и шикарного инженера, за очень короткий период времени мы получим эффект, которого годами не могли добиться», - заявила Наталья Ильина.

По ее мнению, педагог может зарабатывать больше за счет востребованности своих компетенций.

«Мы знаем, что здесь есть правовая коллизия - нет лицензии на образование у сотрудников предприятий. С ними можно иначе работать. Есть предложение ввести понятие государственной работы, которую может выполнять тот же музей. Не обязательно называть это предоставлением образовательной услуги», - добавила Наталья Ильина.

Справка

Более 200 человек на форуме «Импульс социальных изменений» работали над созданием 5 региональных моделей: «Поддержка волонтерства (добровольчества) в регионах», «Новые форматы образования», «Новые подходы в развитии региональной семейной политики», «Обеспечение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», «Практики эффективного управления в социальной сфере».