Модель эффективного управления социальной сферой планируют внедрить в Ульяновской и Новгородской областях

Пилотными регионами по внедрению лучших практик эффективного управления в здравоохранении, образовании и социальной сфере станут Ульяновская и Новгородская области. Готовность апробировать модель, разработанную участниками форума «Импульс социальных изменений», который проходил 15-17 мая в рамках Форсайт-навигации 2017, обозначили вице-губернаторы этих субъектов РФ.

«Считаю, что у нас получилась неплохая модель повышения эффективности управления в социальной сфере, которую я готова прокатать на регионе», - заявила вице-губернатор Новгородской области  Ольга Колотилова. Ее коллега, первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Екатерина Уба, отметила, что губернатор Сергей Морозов не боится первым «пробовать» новые инициативы и готов дальше придерживаться этого принципа.

«Когда формировалась предпринимательская инициатива, мы с самого начала в тему ввязались и вовсю пробовали. Теперь у нас появляется региональная технологическая инициатива. Без управленческих изменений ни то, ни другое продвигаться быстро не может, поэтому весь прошлый год был посвящен тому, что мы формировали региональную управленческую инициативу, - рассказала Екатерина Уба. - Полгода назад мы получили прямое поручение от губернатора сформировать региональную социальную инициативу, которая касалась бы тех вещей, до которых руки не доходят и где у нас на сегодняшний день много белых пятен и вопросов».

Практики эффективного управления в социальной сфере

Основные принципы модели представил руководитель проектов BCG Антон Степаненко. «Это значительно большее, чем сегодня, вовлечение населения в разработку и мониторинг результатов программы развития социальной сферы, приоритезация (только в здравоохранении и социальной сфере в РФ более 370 ключевых показателей эффективности, по которым регионы отчитываются ежегодно) и клиентоориентированность, когда мы выставляем цели не процессные, а сутевые и привязанные к решениям конкретных проблем населения», - пояснил Антон Степаненко.

Руководитель проектов BCG Антон Степаненко

Качество жизни в регионе можно измерить с помощью опросов, а также балансом из объективных и субъективных показателей, «которые выявляют буквально следующее: здоровы ли наши граждане, могут ли наши граждане самореализоваться в своем регионе и найти ту работу и профессию, которая им по душе, вовлечены ли они в жизнь общества, не зависят ли они слишком сильно от системы социальной защиты и чувствуют ли они себя защищенными в регионе в целом», считает представитель BCG.

Повысить эти показатели, по его словам, можно при помощи социального партнерства между государством, некоммерческим сектором и населением.

«Чтобы двигаться в формате социального партнерства, нужна актуализация принятых или принятие новых стратегий социального развитие регионов, в которых будет выбрано 5-7 приоритетов. Необходимо внедрить единство ответственности за каждый приоритет. Один приоритет – один человек. Граждане должны иметь возможность участвовать в обсуждении принятия бюджетных решений. Мы считаем целесообразным ввести принцип открытого бюджета. И, конечно, публичность результатов обратной связи», - пояснил Антон Степаненко.

Генеральный директор АСИ Светлана Чупшева

Генеральный директор АСИ Светлана Чупшева подчеркнула, что в течение 5 лет за счет проектного управления, четкой приоритезации, вовлечения лично губернаторов в работу по улучшению инвесклимата в РФ, формирования региональных проектных команд и участия предпринимателей в разработке и мониторинге «дорожных карт» НПИ регионам удалось показать неплохие результаты.

«Что-то похожее должно произойти в социальной сфере. Безусловно, эта область всегда была приоритетом, мы социально-ориентированное государство, но почему у нас не получается? Многое делаем, но все равно в хвосте плетемся. Смотрим на международные оценки по здравоохранению, по социальному обслуживанию, в целом на индексы, социальные индикаторы по качеству жизни - в рамках международных рейтингов мы внизу. По регионам тоже опрашиваем удовлетворенность населения услугами здравоохранения, образования, социального обслуживания… пока есть у нас точки для роста», - сказала Светлана Чупшева.

Справка

Более 200 человек на форуме «Импульс социальных изменений» работали над созданием 5 региональных моделей: «Поддержка волонтерства (добровольчества) в регионах», «Новые форматы образования», «Новые подходы в развитии региональной семейной политики», «Обеспечение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», «Практики эффективного управления в социальной сфере».