Как «Мобильный уикенд» избавляет от предубеждений относительно цифровых технологий

Фото: Dali Digital

Лидерский проект АСИ «Мобильный уикенд» в 2017 году ставит перед собой цель выйти из региона на федеральный уровень. При поддержке Агентства проект готовится к тиражированию и рассматривает возможность запуска франшизы.

О том, какие цифровые технологии могут сделать жизнь небольших городов более комфортной, почему гослужащие выбирают учебу вместо воскресного отдыха, как формируется «цифровая инфраструктура» регионов редакции сайта АСИ рассказала лидер проекта Жаклин Александрия.

«Мобильный уикенд» - это серия образовательных программ для представителей бизнеса, разъясняющих им особенности digital- технологий и современных медиа-средств. Это мобильная платформа, которая в современных образовательных формах обучает компании цифровым технологиям и способствует созданию «продвинутых» сообществ в регионах. Формат проекта -образовательный нон-стоп, включающий в себя лекции, мастер-классы, воркшопы, мозговые штурмы, выставки технологических достижений и арт-проектов, практические и игровые сессии.

- Жаклин, почему вы выбрали именно такой формат диалога между различными представителями общества?

- Первоначально проект помогал наладить связь между технологическими предпринимателями и бизнесменами, потому что они говорят на совершенно разных языках. В процессе развития он трансформировался в площадку, на которой эксперты рассказывают не только предпринимателям, но и всем интересующимся о современных технологиях, об образах будущего. Люди прямо на сессиях могут попробовать применить различные технологии. Например, увидеть, как работает дополненная и виртуальная реальность или собрать собственное мобильное приложение. «Мобильный Уикенд» стал не просто программой, а инструментом для формирования регионального digital-сообщества.

- Интерес представителей digital-сообщества понятен – найти инвесторов и партнеров. Но в чем интерес бизнеса участвовать в таких мероприятиях?

- Самое интересное, что запрос на проведение и участие идет именно из бизнеса. На первом уикенде мы рассчитывали, что к нам придут только наши клиенты и друзья друзей. Но сразу пришло пятьсот человек, представителей живого, активного бизнеса. Меняется парадигма маркетинга, продаж, работы с клиентами, потому что все, чему люди учились, и все, на чем они строили бизнес по учебникам, написанным 10-30 лет назад, просто перестало работать. Бизнесмены хотят понимать, как им в быстро меняющемся мире достучаться до клиентов, быть заметными и быстрыми, выстраивать свою стратегию.

- Как digital-сообщество решает запрос со стороны бизнеса?

- Примера в классическом виде нет, потому что «Мобильный Уикенд» - это открытые образовательные программы, которые идут курсами. Каждый предприниматель или сотрудник компании выбирает тот курс, который считает важным для своего развития. Большой популярностью пользуются курсы по автоматизации технологических и бизнес-процессов, продвижению в интернете, по развитию внешних коммуникаций.

Измеримым показателем успеха может считаться то, что аудитория постоянно растет и география расширяется. Мы получаем запросы из разных городов на проведение мероприятий такого формата. Проект запустился в декабре 2015 года. За год мы провели пять больших образовательных уикендов в Ставрополе, Минеральных Водах и Махачкале. Запросы есть из Калининграда, Воронежа, Самары. Организаторы сами выходят на связь с просьбами, но мы пока решили сосредоточиться на доработке формата мероприятий.


- Скажите, с какой реакцией на курсы о современных технологиях, о digital-среде, Big Data вы сталкиваетесь в регионах? Приходится ли преодолевать скепсис, равнодушие? Ведь кажется, что на местах это мало кому интересно.

- Наоборот, я вижу живой интерес у людей, у бизнеса, и я откликаюсь на него. Это дает энергию, с интереса людей все начинается. Но поначалу было, конечно, равнодушие – в первую очередь со стороны представителей органов власти. Хотя использование передовых технологий должно быть им не просто интересно. Они должны обязательно их использовать в работе для решения профессиональных задач. Региональные власти являются потребителями цифровых технологий, просто они не всегда об этом знают. Технологии дополненной реальности удобны туристам, мобильные приложения удобны пользователям городской инфраструктуры, коммуникацию с горожанами власть тоже может выстраивать более современными способами. Кроме того, к нам приходит много молодых бизнесменов с идеями по развитию родного города, которые чиновники просто не понимают.

В первый «Мобильный Уикенд» мы приглашали чиновников на площадку, чтобы они приняли участие в курсах, рассказывали им о наших спикерах, о технологиях, про будущее. Но в ответ я слышала: «Это же выходные дни. Мы отдыхаем и никуда не пойдем». Или: «Про что вы там говорите, про технологии? У нас посевная, жалобы на коммунальные услуги. И после 17 часов мы идем домой». Но уже во второй «Мобильный Уикенд» и в субботу, и в воскресенье представители исполнительной власти разного уровня приходили на площадку и учились. Четвертый «Мобильный Уикенд» мы проводили уже совместно с министерством экономического развития Ставропольского края, а на «Неделе инноваций» этого региона мы собрали на площадке аншлаг. На пятом проекте мы принимали у себя в гостях финал одного из региональных этапов конкурса «Ты - предприниматель». Сегодня я вижу большое количество госслужащих, которые хотят учиться, хотят внедрять новые технологии в свою работу.

- По сколько человек сейчас собирает Мобильный Уикенд?

- Обычно на площадке собираются порядка 500 человек, это в городе от полумиллиона жителей. На пятом «Мобильном Уикенде» собралось около 2000 человек за 3 дня.

- В чем фишка, почему те же госслужащие стали приходить, что их интересует?

- Наверное, есть аудитория, которая к нам никогда не придет, даже если мы этих людей насильно притащим, потому что им неинтересно. Но есть люди в регионах, которые приходят, хотят учиться, и это здорово. Я считаю, что это люди с активной жизненной позицией. На «Мобильном Уикенде» участники получают мощный мотивационный, энергетический «укол» и начинают, к примеру, пользоваться облачными сервисами, внедрять CRM, узнают о новых медиа-каналах. Как минимум, участники курсов избавляются от своих предубеждений относительно цифровых технологий и начинают понимать, чему учить детей, на какие курсы, в какие кружки их отдавать. И это, наверное, хороший результат.


- Как вы видите свой проект в системе образования? Какую функцию вы дополняете, а может быть, привносите что-то новое?

- Наша цель – формирование в регионах продвинутых сообществ, создание «цифровой инфраструктуры». После того, как в городе проходит «Мобильный Уикенд», люди видят, что это можно делать интересно, и начинают организовывать похожие мероприятия, образовательные проекты. Возможно, им до этого не хватало мотивирующего заряда. Поэтому после нас возникают различные обучающие программы, каждая работает со своей группой.

Происходит такое «кипячение». Это важно для развития компаний, интересных стартапов на местах. Должен вариться «такой бульончик», в котором будут все – и дизайнеры, и разработчики, и финансисты, и инвесторы, и представители региональной власти. У нас получилось создать на площадке неформальную атмосферу, участники начинают общаться на тему современных технологий, продвижения, и у них потом получаются совместные проекты. В Ставрополе после «Мобильного Уикенда» начало активно развиваться комьюнити, где начинающие предприниматели могут получить ответы на свои вопросы и сгруппироваться по интересам.

- Можете ли вы назвать свой проект коммерческим?

- Для участников это бесплатный проект, он финансируется за счет партнеров. Я не могу сказать, что проект коммерческий. Это не та история, на которую можно жить. Но при этом я не могу им не заниматься, не тратить на это свои силы и время, потому что буду чувствовать себя плохо.

Когда ставишь перед собой такие задачи, как развитие и внедрение нового, зачастую сталкиваешься с непониманием, потому что большинство смотрит на любой проект через деньги: если здесь нет денег лично для меня, значит, это неинтересно. А мне интересно создавать, проектировать программы, видеть, насколько они получаются полезными. Менять мировоззрение людей, чтобы они убедились, что деньги – это не самая главная ценность в наших отношениях. Потому что связи, контакты, идеи, инсайты могут стоить просто безумных денег или оказаться вовсе бесценными.

- Все-таки, вы можете тиражировать имеющиеся наработки, развивать коммерческую составляющую проекта?

- Если мы сами не начнем использовать свою ресурсную базу, наши идеи начнут использовать другие. Поэтому сейчас мы занимаемся доработкой финансовой модели проекта, чтобы он получил дальнейшее развитие. Благодаря команде АСИ мы уже получаем необходимые советы, консультации, как это сделать.

Если бы не поддержка АСИ, то мы, наверное, двигались бы дальше, зачастую, делая ошибки и совершая разные глупости. Но сейчас, когда проект стал лидерским, и у нас есть возможность получить экспертизу Агентства, наступил хороший момент, чтобы подумать, проанализировать состояние дел, посмотреть на себя со стороны и с помощью экспертов АСИ выявить наши недочеты и попробовать их исправить. Например, у нас есть большая база экспертов, есть методология продвижения. Но в любом случае, в каком бы направлении мы ни двинулись дальше, мне хотелось, чтобы образовательные программы для участников остались бесплатными. Финансировать проект попробуем за счет партнеров.

- С кем вместе вы работаете над проектом?

- У «Мобильного Уикенда» есть команда, но общий вектор развития задаю я. Мы сами разрабатываем сайт, систему регистрации и т.д. Есть люди, которые непосредственно находятся внутри компании и помогают в части проектирования образовательных программ, в части работы со спикерами, подготовки презентаций, разработки сайта, систем регистрации и всего прочего.

Вторая часть нашей команды – это сторонняя компания, организаторы. Они берут на себя все организационные моменты, связанные с подготовкой проекта, от работы с партнерами и спонсорами до предоставления оборудования спикерам и так далее.

- Каким вы видите «Мобильный Уикенд» через год-два, пять лет?

- Хочется прийти к устойчивой модели, которая бы хорошо работала с любыми организаторами на любом уровне удаления, без меня, и приносила бы пользу. Будет это франшиза, либо это будет другая модель, я не знаю. Пока нам очень хочется, чтобы «Мобильный Уикенд» жил и развивался дальше, чтобы у него появились со-организаторы и организаторы, которые были бы готовы его улучшать и еще раз улучшать.