Светлана Чупшева: чтобы участие в волонтерстве стало возможным, нельзя забюрократизировать этот процесс

Модели поддержки добровольчества в нашей стране, формы взаимодействия между органами власти и волонтерами, формирование законодательной базы, обеспечивающей условия для развития этого движения, обсудили участники первого заседания рабочей группы по реализации стратегической инициативы «Развитие волонтерства (добровольчества) в регионах». 9 февраля на площадке АСИ собрались представители экспертного сообщества и заинтересованных структур для выработки единой политики в этой сфере.

Учитывая растущую вовлеченность населения в благотворительные акции, а также социально-экономические эффекты добровольчества, Президент дал поручение Агентству стратегических инициатив совместно с Общественной палатой РФ разработать комплексный план мероприятий по развитию волонтерства и устранить мешающие барьеры.  

Светлана Чупшева, директор направления «Социальные проекты» АСИ обозначила основной вектор предстоящей работы - формирование мер поддержки волонтерства в России и регламент взаимодействия между органами власти и волонтерскими организациями.

«Важно, чтобы вклад добровольцев был наиболее востребован в направлениях, где участие волонтеров дает серьезное повышение качества социальных услуг и социально-экономический эффект. Какой результат мы ожидаем? Это не создание «дорожной карты» или регламентов. Чтобы участие в волонтерстве стало возможным для каждого, нельзя забюрократизировать этот процесс», - подчеркнула Светлана Чупшева.

Деятельность рабочей группы будет направлена на разработку модели поддержки добровольчества в регионах, отбор лучших практик для их тиражирования. Экспертам предстоит подготовить предложения в «дорожную карту» по развитию добровольчества в социальной сфере до 2020 года и в план мероприятий по развитию волонтерского движения.

Работа будет организована в подгруппах по направлениям:

  • Правовая база - нормативно-правовое регулирование взаимодействия государственных организаций с волонтерами; наличие актов органов законодательной и исполнительной власти, в т.ч. перечень необходимых критериев для волонтера.
  • Информирование - информационная поддержка волонтеров: медиа поддержка, программы по популяризации движения.
  • Инфраструктура - наличие механизма по сбору потребностей государственных и муниципальных учреждений в волонтерах.
  • Стимулирование - определение периметра мер стимулирования волонтеров.
  • Финансовая поддержка - предоставление финансовой поддержки добровольческим организациям.

Предложения должны быть представлены руководству страны в апреле 2017 года. За три месяца необходимо разработать предложения, а также согласовать их с Общественной палатой, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Справка

Текущие меры поддержки добровольчества в регионах

  • Правовая база
    В 21 регионе добровольчество является предметом регулирования законов о благотворительной деятельности (6 субъектов РФ), у 11 субъектов РФ есть опыт реализации государственной концепции развития добровольчества, в том числе у 3 регионов – в сфере молодежного добровольчества, в 2 регионах – в социальной сфере. В 16 субъектах РФ действуют отдельные подзаконные акты, основным предметом которых является развитие добровольчества, в 3 регионах – ведомственные акты о взаимодействии добровольцев и государственных и муниципальных учреждениях.
  • Информирование
    62 субъекта РФ – образовательные программы для добровольцев, в 46 регионах - просветительские программы, направленные на популяризацию добровольческой деятельности. В 36 субъектах РФ – методические материалы по вопросам организации добровольческой деятельности, в 8 регионах в работе используют методические материалы Минэкономразвития по привлечению и организации добровольцев и добровольческих организаций государственными и муниципальными учреждениями.
  • Инфраструктура
    В 6 субъектах РФ существуют отдельные государственные учреждения поддержки добровольчества, не подведомственные органам молодежной политики; в 48 регионах поддержка добровольчества отнесена к ведению учреждений, подведомственных органам молодежной политики; в 10 регионах центры поддержки добровольчества сформированы на базе образовательных учреждений. В 19 субъектах РФ сбор данных о потребностях в помощи добровольцев осуществляют РОИВы, почти в 30 регионах созданы региональные порталы о возможностях добровольчества, в 5 пользуются федеральными платформами. Около 40 регионов безвозмездно предоставляют помещения и материально-техническое оснащение для проведения разовых мероприятий.
  • Стимулирование
    Конкурсы, в том числе номинации региональных конкурсов, - в 66 субъектах, в 58 регионах – практика представления добровольцев к ведомственным и государственным наградам в порядке поощрения. В 62 регионах - добровольческие форумы и слеты волонтеров, в 66 регионах - добровольческие акции. Меры личного поощрения добровольцев – в 56 субъектах РФ.
  • Финансовая поддержка
    В 48 регионах - конкурс субсидий для СО НКО, в 30 регионах – средства в рамках государственных целевых программ, в 37 регионах - добровольческие номинации в региональных конкурсах молодежных проектов и инициатив.