«Работодатель покупает специалистов дешево, потому что они готовы работать за 20 тысяч после окончания технического вуза»

Седьмой Турнир естественных наук, который ежегодно проходит при поддержке АСИ, завершился 20 ноября в Санкт-Петербурге. Это командное соревнование для студентов и выпускников вузов, имеющих специализацию по химии, физике, биологии, медицине, фармацевтике или инженерным наукам.

Основатель Турнира естественных наук Сергей Сафонов рассказал в интервью представителям направления «Молодые профессионалы» АСИ о том, как национальный турнир за 7 лет стал международным, почему сегодня размывается ценность молодого специалиста с компетенциями для высокотехнологичной сферы, и какое в связи с этим непопулярное решение он предлагает.

- Как Турнир, появившийся в России, смог выйти на международный уровень?

Первые два турнира - в 2010 и 2011 годах - проходили на русском языке, но к нам уже приезжали команды из СНГ. И мы решили, что пора двигаться к интернационализации. В 2012 году мы ввели требование для команд из СНГ - одно решение нужно защищать на английском языке. На следующий год на иностранном языке проходил уже целый день (по 2 доклада от команды). В том же году мы перевели сайт на английский, и к нам приехали первые «заморские» гости: профессор Аншул Гупта из Индии, а также участники из Эстонии. Уже в 2014-м в Турнире приняли участие первые команды из Индии и Индонезии. В 2015 году, помимо Азии, подали заявки участники из восьми европейских стран. К сожалению, они не смогли приехать, и снова нас посетили только Индия и Индонезия. Для нас это был серьезный удар, ведь за целый год число стран-участниц осталось прежним. Но мы выстояли, откорректировали свою работу, и в 2016 году уже принимали делегации из Испании и Сингапура. В следующем году мы впервые проведем Турнир за пределами России – в Индии. Но национальные соревнования Турнира естественных наук будут отборочным этапом на международные соревнования.

- Насколько сегодня востребованы специалисты естественно-научного профиля? Есть ли прогноз в кадрах со стороны компаний?

Химики и биологи традиционно востребованы в фармацевтических компаниях, лакокрасочной и пищевой промышленности, а также в промышленной и бытовой водоочистке, в приборостроении. Хорошие условия для ученых с опытом работы на предприятиях предлагает консалтинг.

Однако, сегодня в России существует проблема оторванности высшего образования от практики. Человек учится 4 – 6 лет на химика, биолога или инженера и не знает, кому после окончания вуза пригодится его опыт и знания. Что он сможет разработать или изобрести, используя свои навыки? Сколько эти знания и умения стоят на рынке труда? Неопределенность в этих вопросах не только вредит рынку труда, но и уничтожает мотивацию работать по специальности.

С другой стороны, некоторые абитуриенты идут на научные специальности, не имея достаточной мотивации и школьной подготовки. Им сложно учиться, и в итоге они все равно не идут работать по профессии.

Здесь я выскажу непопулярную позицию: сокращение бюджетных мест может пойти на благо как для качества подготовки специалистов, когда можно будет усложнять программу и лучше готовить мотивированных студентов, так и для рынка труда. В текущих условиях в стране с небольшим количеством высокотехнологичных рабочих мест ценность молодого специалиста размывается из-за большого предложения рабочей силы при небольшом спросе. То есть работодатель покупает специалистов дешево, потому что есть те, кто еще готов работать за 20 тысяч (рублей - прим. редакции сайта АСИ)  после окончания престижного технического вуза.

- Как Турнир естественных наук способствует подготовке будущих ученых, которые в перспективе 10-15 лет будут востребованы, смогут совершать прорывные научные открытия и проводить необходимые новым рынкам исследования?

Турнир дает студентам практические задачи к размышлению, воспитывает командные качества при работе в коллективе, где присутствуют представители разных профессий, учит отстаивать свою точку зрения в научной полемике. Все это в конечном итоге позволяет молодому профессионалу поверить в себя и найти ту область в прикладной науке, которая дает возможность для самореализации. Такое столкновение с реальной жизнью полезно и для тех, кто уже продолжает путь в фундаментальной науке. Ведь гранты не берутся из воздуха, а в долгосрочной перспективе многие программы поддержки научных исследований ориентированы именно на решение актуальных проблем общества.

- В чем отличие Турнира от других конкурсов? Какие навыки он помогает сформировать у конкурсантов, которые пригодятся им в последующей работе?

Я сам в школе был призером всероссийской олимпиады по химии, участвовал в олимпиадах по математике. Безусловно, предметные олимпиады и другие личные соревнования полезны, ведь решение большого числа задач с заранее известным правильным ответом – это способ закрепить знания. Соревнования также развивают способность думать быстро. Но есть у индивидуальных профессиональных конкурсов недостатки.

Во-первых, они нацелены только на индивидуальную работу участника. Это порождает проблемы с социализацией молодых гениев. Компании в будущем не берут на работу таких ребят, потому что они не могут работать в команде, слишком замкнуты и заносчивы. Чем больше знаешь, тем больше ты востребован – вот основная идея таких конкурсов. Но для успешной работы в науке или промышленности, помимо фундаментальных научных знаний, необходимо уметь применять свои знания и собирать для проектов команду, сочетающую специалистов из разных областей.

Второй проблемой предметных олимпиад является наличие фиксированного правильного ответа, как в учебнике. В жизни же не бывает правильных ответов, и задачи, обычно, ставятся некорректно, с неполным или противоречивым условием. Я понимаю, что готовые ответы в олимпиадах возникли как необходимость – для того, чтобы можно было участников сравнивать друг с другом, а их решения – с ответом. Но есть и другой, более качественный метод оценки участников – беседа. Недаром в западных колледжах и вузах до сих пор применяется устный экзамен, помимо рассмотрения национальных тестов типа SAT. Турнир оценивает участников и их знания именно в беседе: жюри слушает полемику (научные дебаты) между участниками, а затем задает вопросы. Получается, что каждого участника за время турнира оценивают около 20 специалистов. Это репрезентативный метод, поскольку данные усредняются. По закону больших чисел мы получаем корректную оценку, даже при ошибке в одном-двух измерениях. Тем самым Турнир представляет собой следующий уровень устного экзамена.

Вернемся к корректности постановки задач. Жизнь, будь то исследование или промышленная разработка, ставит перед нами нерешаемые задачи, которые самому ученому предстоит сузить, упростить и решить в более узком формате. Так появляются научные модели, нишевые продукты на рынке. Именно этому учит Турнир: мы берем проблему, выявленную конкретной компанией на практике, просим ее решить и смотрим, как участник сможет поставить себе граничные условия и найти необходимую для решения информацию.

- Как участие будущих российских ученых в международном Турнире естественных наук помогает выявить слабые места в подготовке наших специалистов, в чем мы отстаем, а в чем, наоборот, опережаем зарубежные вузы?

На последнем международном турнире меня поразила подготовка студентов из Сингапура (National University of Singapore). Ребята не только показали отличные знания, но и продемонстрировали умения, характерные для правильного менеджмента проектов, оценки и проработки своих идей на уровне формирования концепции коммерческого продукта.

Участники из нашей страны, а также Украины и Белоруссии традиционно сильны в точных науках, грамотно делают литературные обзоры и расчеты, но для них очень сложно придумывать технологические решения.

Испания же, наоборот, поразила способностью изобретать новые технологии. Индонезия продемонстрировали хорошую междисциплинарную подготовку: если участник- физик, то он еще немного ориентируется в химии и медицине. Команда из Индии показала, что умеет оценивать возможные экологические последствия от внедрения тех или иных разработок, в том числе их влияние на жизнь общества. Ребята из Казахстана выполняют очень сильные проекты уже на уровне дипломов бакалавра и специалиста: химик на пятом курсе может заниматься разработкой новой технологии антиобледенения самолета и быть соавтором патентов и статей. В Эстонии, помимо хорошей науки, сильная языковая подготовка. Для местных «студентов-технарей» разговорный английский – это не выдающееся достижение, а базовый навык.

- Студенты, которые принимали участие в Турнире, создали стартапы, получили патенты. Насколько эти проекты востребованы и интересны на международном рынке?

Турнир собирает наиболее активных, мотивированных, инициативных студентов в области естественных наук. Неудивительно, что они добиваются успеха в жизни. В данном случае важно не быть популистом и не утверждать, что только благодаря Турниру они стали теми, кем являются. Однако именно Турнир дал многим ребятам желание заниматься прикладными научными разработками и образовательными проектами.

Например, Николай Патрушев, выпускник Башкирского государственного университета, за решение задачи про эффективное хранение овощей и фруктов в Азии получил премию международного конкурса изобретателей James Dyson Award и стал победителем национального этапа этого именитого международного изобретательского конкурса. Сейчас Николай конструирует прототип и ищет инвестиции, чтобы внедрить свою разработку в жизнь.

Филипп Обрезков, выпускник Санкт-Петербургского государственного университета, по окончании бакалавриата по направлению химия в СПбГУ и после победы на Турнире в 2014 году решил поступить в магистратуру Сколтеха (SkolTech) и в дальнейшем создать свой бизнес. Сейчас Филипп работает над новым продуктом в области органических светодиодов – OLED. Детали пока держатся в секрете.

Справка

Турнир естественных наук - ежегодные командные соревнования по решению прикладных научных задач. В течение нескольких месяцев студенты разрабатывают научные и инновационные проекты по заранее предложенным проблемам. Основная цель состязания - научить студентов применять знания для решения актуальных производственных задач и отстаивать свои проекты в научной полемике.

В финале Турнира 20 ноября выступили три лучшие команды. Сборная Новосибирского государственного университета (НГУ), которую представляли Владислав Туманов (капитан), Павел Долгушев, Михаил Шмаков, Екатерина Малышева, Арина Лепешко, уверенно завоевала золото.

Приз за лучшее решение в области технологии фармацевтического производства от компании BIOCAD получила команда МГУ им. М. В. Ломоносова (капитан – Софья Сапун).

В финальный день соревнований были рассмотрены такие проблемы, как создание метода быстрой детекции очага возгорания в библиотеках и хранилищах книг, разработка нового метода домашнего определения свертываемости крови и другие актуальные темы.