Проектные школы помогут педагогам научиться критически мыслить, коммуницировать и творчески подходить к делу

На краудсорс-платформе «Образование будущего» запущен цикл проектных школ для работников образования, направленных на развитие у педагогов навыков XXI века: умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. Также система познакомит учителей с инновационными педагогическими технологиями и современным IT инструментами.

«В основе нашей проектной школы лежит идеология Life Long Learning (обучение в течение всей жизни), рефлексивной позиции сотворчества детей и педагогов, формат обучения через деятельность, через проектное сотрудничество, - пояснил идеолог краудсорс-платформы Андрей Комиссаров. - Одна из ключевых проблем российского образования в том, что обучение идет только через освоение и применение шаблонов. И приученные к такому подходу учителя отвыкают от саморазвития, отвыкают от рефлексивной позиции. Именно на этих слабых местах современного образования мы и фокусируемся, предлагая участникам самим формулировать проблему рабочих проектов, погружая их в среду гибкого проектного управления и эффективной командной работы в коллабративной онлайн-среде».

По мнению Андрея Комиссарова проектные школы должны помочь восполнить пробелы и отставание учителей в применении новых современных образовательных технологий. Это будет реальная помощь директорам школ и учителям в короткие сроки овладеть прикладным инструментарием, чтобы проводить школьные форсайты и осуществлять собственные проекты развития.

Пилотный проект был реализован в рамках Третьей Всероссийской школы педагогов, прошедшей в начале ноября в подмосковном Вороново. В нем приняли участие больше 100 представителей сферы образования практически из всех регионов страны и некоторых соседних государств (Беларусь, Норвегия).

В течение пяти дней участники разработали и защитили 12 инновационных образовательных проектов (продуктивных, исследовательских и личностных), освоили 7 новых педагогических технологий, ознакомились с ведущими мировыми практиками в сфере образования и получили опыт работы в Slack, Trello, Wiki и GoogleDocs, опыт создания собственных онлайн курсов на платформе Stepik и запуска проектов краудфандинга на Planeta.ru.

Многие идеи, прозвучавшие в Вороново, получили отклик профессионального сообщества. Так к проекту создания библиотеки интерактивных занятий по всем школьным предметам в формате интеграции школы и детского лагеря, представленному командой международного детского центра «Артек», уже подключились специалисты этой сферы из других регионов. Директора школ из Дубны и Тобольска подготовили проект гибкого взаимодействия в общеобразовательных школах основной программы обучения с инновационным технологическим материалом элективных курсов. Педагоги из Сургута представили проект по повышению вовлеченности молодых преподавателей во внеурочную деятельность и креативное классное руководство. Сегодня эти наработки уже внедряются в школах.

Большой интерес вызвал проект Татьяны Галатоновой и ее учеников нижегородского лицея №87 под рабочим названием «Я - инженер». Это книга мэйкерских инженерных решений для школьников и педагогов, направленная на развитие технического мышления, воображения и творчества. Модели просты в плане комплектующих, при их изготовлении ребята используют кривошипные передачи, решения из области пневматики и гидравлики.

Как отмечает автор проекта, книга поможет детям, учителям, родителям в развитии инженерного мышления через деятельность, научит использовать различные подходы и совмещать их, работать со сложностью, мыслить вне шаблонов. «Я – инженер» может использоваться как дома, так и в школах на уроках технологии. В настоящее время силами образовательной краудсорс-платформы книга нашла продюсеров и спонсоров, готовится к изданию. К проекту онлайн подключаются эксперты, которые помогают доработать методическую часть. В издание будут включены комментарии детей, родителей, педагогов, преподавателей вузов, работодателей, представителей институтов развития, чтобы синхронизировать понимание того, какие задачи должен уметь решать будущий инженер головой и руками, какие для этого необходимы навыки, чего сейчас не хватает абитуриентам инженерных вузов.

«Очень важно фиксировать переход от слов к делу после каждого проведенного мероприятия, составлять рабочие группы, готовить и насыщать среду для совместной работы. Именно для этого мы и создали краудсорс-платформу. Образование должно быть деятельным и массовым. Только так мы можем соответствовать времени и начать думать о будущем», - подчеркивает Андрей Комиссаров.

Уже запланировано проведение последующих проектных школ: есть предварительные договоренности с площадками в Тюмени и в Крыму, идет обсуждение об организации мероприятий в Екатеринбурге, Новосибирске, Оренбурге.