Ярослав Кузьминов: «Если АСИ удастся решить проблему мобильности, я полностью поддерживаю меры дорожной карты НСКК»

Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ) Ярослав Кузьминов и эксперты ВШЭ обсудили дорожную карту АСИ по созданию национальной системы компетенций и квалификаций (НСКК). 

Общественные слушания состоялись в ВШЭ 14 ноября. В результате дискуссии были затронуты и не нашли принципиальных противоречий практически все ключевые вопросы дорожной карты. 

Основные положения карты экспертам представили директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков и руководитель группы разработчиков карты НСКК, сопредседатель «Деловой России» и выпускник ВШЭ Алексей Репик

Общак.JPG

«Мы считаем принципиально важным преодоление разрыва между рынком труда и рынком образования, поскольку он является одной из структурных проблем российской экономики, - так начал свое выступление Дмитрий Песков, - причем карта носит сквозной характер, и ее меры пронизывают все этапы процесса подготовки кадров. В то время как множество стратегических документов на эту тему в России были разработаны в отрыве друг от друга, что не позволяло их авторам подойти к вопросу системно». 

Дмитрий Песков сообщил, что численность трудоспособного населения снижается, а потребность в квалифицированных кадрах увеличивается, что позволяет видеть основу роста только в повышении производительности труда. 

Песков Репик.JPG

По его словам, разработчики карты принципиально ушли от мер прямого экономического стимулирования, в том числе и потому, что согласно исследованиям BCG, производительность труда в России в отличие от стран БРИКС и Европы, при прямом повышении зарплаты начинает падать. 

Принципиальное отличие стратегии НСКК состоит в том, что она исходит из реалистичного расчета, согласно которому система высшего образования способна дать стране от 4,5 до 6 млн. потенциально эффективных кадров, миграция - от 0,7 до 1 млн. А означает, что главным ресурсом для заполнения 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест является дополнительное и неформальное образование. 

В этой связи был предусмотрен ряд инструментов по формированию компетенций в течение всей жизни у большого числа людей. В противном случае, задачи самой экономики на горизонте 5-10 лет не будут выполнены, - считает Дмитрий Песков

«Если АСИ удастся решить проблему мобильности, я полностью поддерживаю меры дорожной карты НСКК», - подчеркнул Ярослав Кузьминов

«Профилизация» вузов 

Директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков:

Мы предлагаем вернуть советский подход «знания к станкам». Если сейчас выпускники МИСИС работают не по профилю, необходимо вернуть туда, где высока потребность в его выпускниках, например, в Магнитогорск или в местечко Верхняя Пышма, в котором глава УГМК Леонид Козицын сейчас построил огромное прекрасное здание под новый инженерный вуз. Современное образование может создаваться только в кампусной структуре. В рамках проекта по созданию Томского образовательного кластера мы прорабатываем модель кампуса, объединяющего пять вузов

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов обратил внимание на тот факт, что переформатирование вузов в узкопрофильные противоречит общемировой тенденции. А Алексей Репик подчеркнул, что речь в данном случае идет преимущественно о региональных вузах и промышленности, которая остается без кадров. 

По мнению Дмитрия Пескова, такая тенденция актуальна для стран, где налажена эффективная национальная система «переобучения взрослых», активно внедряются механизмы сертификации квалификаций, профстандарты, и привел в пример Турцию и Китай, где региональные университеты формируются под заказы местного бизнеса. 

Многие вузы в России, по словам Ярослава Кузьминова, объективно даже не 500-ые в мировых рейтингах, а треть вузов не дает вообще никаких профкомпетенций, выполняя лишь коммуникативную и культурную функцию. Прикладной бакалавриат по модели «2+1» или «2+0,5», по мнению руководителя ВШЭ, мог бы стать решением с учетом «профилизации» по 3-4 дисциплинам. 

Ректор ВШЭ также считает, что причиной потенциальной неудачи введения такой системы может стать фактор низких доходов населения, плохая транспортная ситуация, высокая стоимость жилья и отметил, что если в рамках карты удастся серьезно продвинуться в решении проблемы низкой мобильности россиян, то он полностью одобряет такое предложение. 

Жилищная мотивация 

Быстрорастущий бизнес в возникающих отраслях с высокими компетенциями с большой вероятностью будет укреплять лояльность кадров, прибегая к развитию программам выкупного и арендного жилья, - отметил в своем выступлении Дмитрий Песков

Он привел в пример соответствующие программы жилищной мотивации, которые Алексей Репик реализует в Ярославле для работников одного из заводов возглавляемой им компании «Р-Фарм». При этом он подчеркнул, что данная мера не должна быть единственной, поскольку доля крупных корпораций на рынке равна примерно 25%, еще 10% - это бюджетная сфера, остальное – это малый и средний бизнес. 

Кузьминов1.JPG
Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов:

Крупные компании не заинтересованы в орошении окружающего пространства, поэтому государственно-частное партнерство должно здесь быть сильно со звездочкой. Необходимо учитывать интересы доступа к кадрам для малого и среднего бизнеса и предусмотреть механизмы государственного субсидирования

Форматы подготовки 

Одно из предложений разработчиков дорожной карты: ввести понятие «профессор практики», пришедшее в систему подготовки кадров из бизнеса. По словам директора направления «молодые профессионалы» АСИ, сейчас вузы прибегают к данной практике в исключительных случаях, так как делать это на постоянной основе им не позволяют проблемы с отчетностью и неурегулированность законодательной базы. 

Дмитрий Песков также объяснил, что пункт карты «создание федерального онлайн-университета» не предполагает создания новой институциональной единицы. 

Университет станет платформой, на которой частные компании и вузы смогут предлагать свои лучшие проекты, и которые бы засчитывались студентам, обучающимся в других вузах. Как выразился один из экспертов, онлайн-университет в логике АСИ – это мегаагрегатор онлайн-контента для интеллектуальных ресурсов. 

Аккредитация 

Один из поднятых экспертами вопросов касался замены государственной аккредитации образовательных учреждений общественной. Исполнительный директор Ассоциации менеджеров Алексея Каспржака

Вузы не пользуются возможностью выдавать диплом, не имеющий госаккредитации, а НКО и бизнес перестанут воспринимать ее как общественную нагрузку только тогда, когда государство выйдет из регулирования этой сферы в долгосрочной перспективе. 

Дмитрий Песков согласился с такой оценкой и подчеркнул, что подобные меры не могут быть реализованы за год. «Нужно привлекать представителей бизнеса, формирующих попечительские советы, в государственные аттестационные комиссии этих вузов», - считает директор направления «Молодые профессионалы» АСИ. 

Руководитель департамента управления персоналом компании «Интер РАО ЕЭС» и глава подгруппы НСКК по аккредитации Светлана Епихина заявила о необходимости наделения профильных сообществ правом оценки качества подготовки студентов в вузах, так как такой рейтинг может стать реальной альтернативой государственному:

Крупный бизнес, представителем которого я являюсь, прежде всего, заинтересован в этом вопросе и готов включаться в процессы оценки качества подготовки в вузах. 

Руководитель Федерального института развития образования Александр Лейбович обратил внимание собравшихся на то, что профессиональное сообщество не всегда удерживает квалификационную планку достаточно высоко, и добиться этого можно только совместными с бизнесом усилиями. 

Он также добавил, что в настоящее время общественность переживает период увлечения термином «профсообщество», и провел аналогию с «увлеченностью объединениями работодателей и СРО». По замечаниям участников встречи, такой институт, как профсообщество, отличает особый принцип формирования - 1) они возникают вокруг конкретной деятельности: проекта или масштабной темы 2) и состоят из физических лиц, и этот факт задает принципиально более высокий уровень ответственности для его участников.


«Под профессиональным сообществом мы понимаем объединение профессионалов вокруг конкретной деятельности: проекта, темы или профессии. Сегодня в России новые сообщества часто концентрируются вокруг актуальных тем. Например, сообщество, возникающее вокруг проблемы превентивной медицины или вокруг кластера «детство», - уточнил Дмитрий Песков

«В статье законопроекта «Об образовании», посвященной независимой оценке качества профессионального образования, всего 2 абзаца, а возможность необразовательных учреждений проводить процедуры сертификации в проекте нового закона просто отсутствует», - подчеркнул в своем выступлении Александр Лейбович

По итогам обсуждения эксперты ВШЭ дали высокую оценку мероприятиям НСКК. Профессор ВШЭ Федор Прокопов, модерировавший встречу, заявил, что ВШЭ приняла решение об открытии внутреннего проекта, рассчитанного до конца 2013 года, посвященного вопросам развития национальной системы квалификаций и содействия построению профессиональных сообществ, и планирует провести около 60 публичных и рабочих встреч. Команда разработчиков дорожной карты с удовольствием будет использовать площадку ВШЭ для обсуждения этих проблем, -  отметил в заключении встречи Дмитрий Песков.

В тот же день карта была представлена на общественную экспертизу в ГУУ и МИСиС.