АСИ разработает дорожную карту развития детского дополнительного образования

Направление «Социальные проекты» АСИ провело заседание рабочей группы по проблемам развития в нашей стране детского дополнительного образования. 

Целью встречи стало обсуждение материалов рабочей группы Минобрнауки России, подготовленных к проекту программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, и разработка согласованного предложения по модернизации этого сектора. 


Модерировал встречу директор направления «Социальные проекты» АСИ Владимир Яблонский

Президент ассоциации предпринимателей «Новое дело» Михаил Дворкович подчеркнул, что программу необходимо доработать, так как в ней не прописаны конкретные инструменты и механизмы реализации обозначенных задач: 

Любая программа должна начинаться со стимулирования потребительского спроса, а не финансового вопроса. Необходимо снять ограничения в дополнительном образовании иначе никаких вопросов мы не решим

Замечания и предложения участников дискуссии можно разделить на несколько направлений:

Первое:

До настоящего времени не были определены четкие рамки дополнительного образования. Одно из предложенных решений - границы должен определить сам потребитель, а законодательно следует зафиксировать лишь набор возможных моделей, указав регулируемый и свободный формат их реализации.

Второе:

Не решен вопрос стандартизации программ дополнительного образования. Есть 2 варианта решения: в первом случае программы нацелены на достижение конкретного измеряемого результата, во втором – состоят из рекомендованных форматов (включая интерактивные музеи, инспираториумы и т.д.) 

В случае децентрализации программного наполнения неизбежно встанет вопрос о саморегулировании в сфере дополнительного образования, формализации профессиональных стандартов и общественной оценки. АСИ может стать координирующей площадкой для обсуждения инициатив и создания СРО в дополнительном образовании. 

Третье:

В отличие от обязательного образования, конституционные гарантии дополнительного образования законодательно не закреплены. Возможности регионов в предоставлении дополнительного образования сильно дифференцированы и зависят от ресурсной базы каждого конкретного субъекта федерации. 

Кроме того, до сих пор не решен вопрос о возможности введения частично платных услуг. Оплата производится либо за счет бюджета, либо за счет родителей, а возможность софинансирования не предусмотрена. 

Участники встречи пришли к выводу, что необходимо внести законодательные инициативы, открывающие возможности для многоканального финансирования программ и центров дополнительного образования (в том числе привлекать средства родителей, бизнеса, различных фондов и организаций). 

Директор центра прикладных экономических исследований и разработок института развития образования НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина четко обозначила сложившуюся тенденцию:  

В системе муниципального и государственного дополнительного образования нет иного пути, кроме интеграции, взаимодополнения бизнеса, общества и власти 

Четвертое:

В качестве инструмента капитализации накопленного опыта предлагается оформлять франшизы и закреплять интеллектуальные права на авторские образовательные программы. Большинство успешных методик дополнительного образования - это эксклюзивные разработки, которые можно тиражировать, сохраняя эффективность и стандарт качества. 

Подводя итог рабочей встречи, Владимир Яблонский отметил, что при модернизации системы необходимо развивать все лучшее, что было накоплено в секторе, прежде всего, человеческий капитал. В тоже время, остались наболевшие вопросы, которые касаются переоснащения материальной базы, организации ресурсно-методических центров для мониторинга и тиражирования лучших практик.  

Наша задача - разработать дорожную карту развития детского дополнительного образования в России, систематизировав и узаконив лучшие практики, которые выработали центры дополнительного образования

«АСИ - оптимальная платформа для выработки консолидированного мнения всех заинтересованных в принятии программы сторон», - считает один из разработчиков программы, научный директор открытого корпоративного университета Александр Попов.