Страны БРИКС выступили с инициативой создания фонда развития компетенций Skills Development Fund

Соответствующее письмо на имя президента Банка развития стран БРИКС Кундапура Каматха подписали участники рабочей группы по кадрам (Skills Development Working Group) на заседании Делового совета БРИКС, прошедшем в Центре международной Торговли 6 апреля 2016 года.

Идея создания фонда была проработана в июле прошлого года в ходе форсайт-сессии, на которой обсуждались перспективы международного взаимодействия и кооперации стран БРИКС. Участники форсайта тогда единодушно признали дефицит долгосрочного финансирования и недостаток квалифицированных специалистов для реализации крупных инфраструктурных проектов на территориях стран содружества. Создание фонда сможет обеспечить поддержку в виде грантов либо софинансирования проектов по развитию различных современных форматов профессионального образования.

Накануне заседания Делового совета БРИКС 5 апреля прошла конференция «Развитие профессионального образования в странах БРИКС», где обсуждались инициативы кадрового обеспечения промышленного роста в странах международного содружества на горизонте 1-3-5 лет. Участники БРИКС представили свои лучшие практики.

Развитие профобразования в Индии - одно из ключевых приоритетов в политике страны. По демографическим прогнозам к 2025 году почти одну пятую трудоспособного населения (18,3%) в мире будет представлять Индия. В настоящее время в стране 93% населения работают в неорганизованном секторе и приобретают профессиональные компетенции через неофициальные каналы. Для решения этой проблемы в середине 2015 года Правительство Индии запустило программу «Pradhan Mantri Kaushal Vikas Yojana», согласно которой, после успешного завершения обучения участникам будет предложено материальное вознаграждение и государственная сертификация, которая поможет им в трудоустройстве. Программа направлена на стандартизацию сертифицированных кадров и создание реестра компетенций.

В Бразилии действует национальная служба производственного обучения SENAI, в которую входит более 700 школ. В активе службы более 3 тысяч образовательных курсов для 28 направлений промышленности. Через эту систему профессионально-технического обучения каждый год проходит около 3 млн студентов и это один из крупнейших образовательных центров в мире. С момента своего создания в 1942 году SENAI подготовила более 64 млн человек. В настоящее время SENAI реализует программу дуального образования по немецкой модели: образовательные курсы финансируются за счет обязательных взносов промышленных предприятий.

Китай активно развивает модель конкурсов профессионального мастерства по системе WorldSkills. С 2011 по 2014 годы правительство поддержало строительство 400 образовательных баз (National Skills Master Studios) и 320 National High-skilled Professionals Training Bases. За это время прошло около 200 национальных соревнований по более чем 300 компетенциям, с охватом более 10 млн учащихся профессионально-технических училищ. Ежегодно правительство субсидирует обучение порядка 20 млн человек.

В ЮАР растет спрос на обучение профессиональных и технических кадров, в 2015 году около 1 млн студентов перешагнули порог образовательных учреждений. Количество учащихся растет быстрее, чем количество преподавателей, соотношение «преподаватель-студент» значительно изменилось: с 1:20 в 2002 году до 1:55 в последние годы. В связи с этим Департамент высшего образования и обучения (DHET) ЮАР, в ведении которого находится система профессиональной подготовки кадров, увеличивает количество образовательных учреждений и развивает формы профобразования. В настоящее время в ЮАР действуют 26 государственных университетов, 50 государственных технических колледжей профессионального образования и подготовки (TVET) и колледжей дальнейшего образования и обучения Further Education and Training (FET), центры базового образования и обучения для взрослых при школах и около 400 зарегистрированных частных колледжей (TVET).

Россия на конференции представила инициативу «Кадровое обеспечение российской промышленности рабочими и инженерами нового поколения в горизонте до 2020 года». В рамках инициативы идет апробация системы дуального образования в 13 регионах страны, 74 региона включились в движение WorldSkills по проведению чемпионатов профессионального мастерства. Россия впервые получила право на проведение в 2019 году в Казани 45-го Международного чемпионата WorldSkills Competition.

Руководитель департамента поддержки кадрового обеспечения промышленного роста направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Екатерина Лошкарева отметила: «Мы очень рады, что продуктивно провели год, добились единого видения и показали наглядно, как могут быть эффективны проекты WorldSkills Hi-tech, Junior Skills, Атлас новых профессий, методика Rapid Foresight для международного сотрудничества».

7 апреля для участников конференции АСИ при поддержке Департамента образования города Москвы и Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» организовало экскурсию в Политехнический колледж N 8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова. Хозяева представили свой опыт работы как лучшую практику по подготовке рабочих кадров, где образовательная система выстроена на опережение – реализуются программы по подготовке компетенций для высокотехнологичных отраслей, учебные классы и мастерские оснащены современным оборудованием, работает роботизированный учебный комплекс, ведется переподготовка педагогических кадров с учетом зарубежного опыта.

В работе конференции приняли участие главы национальных частей группы: Фредерико Ламего де Тексейра Соарес, руководитель международного департамента Бразильской национальной Промышленной конфедерациии (Бразилия); Павел Лукша, профессор Московской Школы Управления «Сколково» (Россия); Скоба Мишра Гош, директор Федерации индийских торгово-промышленных палат (Индия); Лью Дженьюингисполнительный директор Китайской Ассоциации машиностроения и строительных материалов (Китай); Бабхалази Булунга, HR директор Международной корпорации Adcorp, (Южная Африка).

Справка

Skills Development Working Group - это одна из семи рабочих групп Делового совета стран БРИКС. В зоне ее ответственности - преодоление разрыва между потребностями быстрорастущих экономик БРИКС и качеством профессионального образования в этих странах, обмен лучшими практиками в сфере подготовки кадров. Ключевая задача рабочей группы - формирование общего видения развития компетенций будущего и разработка совместных проектов.

Напомним, что с февраля 2016 года председательство в межгосударственном объединении БРИКС перешло от России к Индии. За время российского председательства были проведены совместные мероприятия, направленные на развитие профессиональных компетенций в странах БРИКС:

  • Проведена форсайт-сессия по подготовке кадров в странах БРИКС (июль 2015 года, Москва).
  • Эксперты стран БРИКС провели совместные мероприятия в рамках 43-го международного чемпионата по профессиональному мастерству Worldskills Competition-2015 (август, Сан Пауло, Бразилия).
  • Руководители проектов в области образования стран БРИКС приняли участие во втором Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills (WorldSkills Hi- Tech и обменялись лучшими практиками развития WorldSkills Hi- Tech, Junior Skills (ноябрь 2015 года, Екатеринбург).
  • Разрабатываются материалы для создания Атласа новых профессий стран БРИКС.
  • Запланировано проведение смены Junior Skills в лагере «Океан» для БРИКС (с 15 июля по 3 августа 2016 года).