Спрос бизнеса на электронные сервисы вырос, а привычка «ходить по ведомствам» осталась

Агентство стратегических инициатив (АСИ) подвело итоги всероссийского опроса по оценке эффектов от реализации «дорожных карт» улучшения инвестклимата, в котором приняли участие более 3500 предпринимателей.

По данным исследования, 64% респондентов получали выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, справки об отсутствии задолженности перед бюджетом РФ, сверяли расчеты ФНС России, а также обращались за разъяснением требований предоставления документов в ПФР через интернет.

Число предпринимателей, которые пользуются госуслугами в электронном виде, растет. Положительно оценили работу электронных сервисов 77 % респондентов. Но есть процедуры, которые бизнес традиционно оформляет на бумаге.

Предприниматели объясняли, что обращение в центр обслуживания клиентов является для них привычной практикой.

С июня 2015 года зарегистрировать права на недвижимое имущество можно через Интернет, однако предприниматели «по привычке» обращаются в МФЦ (57,5%) и напрямую в Росреестр (17%).

Постепенный переход к онлайн-процедурам все же наблюдается. По оценке Росреестра, только за январь-февраль 2016 года было совершено больше электронных сделок с недвижимостью, чем за весь 2015 год.

70% респондентов знают о том, что для совершения таможенных платежей удаленно существуют специальные карты платежных систем, и 71% из тех, кто ими воспользовался, считает, что временные затраты, связанные с таможенным оформлением, сократились. Однако 74% до сих пор оплачивают таможенные сборы с помощью платежного поручения.

В сфере подключения к энергосетям похожая ситуация. 97% респондентов знают, что заявку на технологическое присоединение можно подать онлайн, но воспользовались этой возможностью только 19%.

Артем Аветисян Директор направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив (АСИ), председатель всероссийского предпринимательского объединения «Клуб лидеров»:
«Данные опроса показывают, что необходимо не только больше информировать предпринимателей о подобных законодательных и процедурных новшествах, но и рассказывать о тех преимуществах, которые есть у электронного документооборота перед бумажным. В частности, по сокращению времени. Для изменения некоторых хорошо сложившихся практик требуется какое-то время».

«Узким местом» предприниматели по-прежнему называют доступ к закупкам госкомпаний, которые обязаны разместить в открытом доступе и ввести в действие обязательное положение о порядке и правилах внедрения инновационных решений. Распоряжением N 475-р от 21 марта 2016 года Правительство утвердило и четкий перечень предприятий, которые обязаны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у субъектов малого и среднего предпринимательства – в него вошло 90 организаций. Выяснилось, что больше половины опрошенных (51%) специальные положения на сайтах госкомпаний не нашли.

Преобладающее большинство предпринимателей (более 84%) отмечает, что открыть компанию стало проще. 66% считают отмену командировочных удостоверений полезным изменением, сокращающим непроизводственные затраты времени сотрудников. При этом 13% респондентов до сих пор проставляют отметки в командировочных.

Почти 70% опрошенных считают, что введение института предварительного налогового разъяснения позволит повысить рейтинг инвестиционной привлекательности России, так как это приведет к снижению налоговых рисков и обеспечит предсказуемость. Соответствующий законопроект предусмотрен «дорожной картой» по налогам и уже внесен в Госдуму.

Справка

Всероссийский опрос затронул большинство важнейших для бизнеса сфер, включая таможенное администрирование при импорте и экспорте товаров и услуг, регистрацию собственности и юридических лиц, доступ МСП к закупкам госкомпаний, налоговое регулирование, подключение к энергосетям и строительство, а также качество регуляторной среды