АСИ помогло сформировать стратегию подготовки кадров для станкостроения на совещании в «Станкине»

В МГТУ «Станкин» состоялось расширенное совещание на тему: «Подготовка квалифицированных кадров для высокотехнологичных производств», на котором обсуждалась стратегия подготовки специалистов для станкостроения на основе внедрения универсального обучающего комплекса для станков с числовым программным управлением (ЧПУ). 

Ключевой темой обсуждения стала «Подготовка высококвалифицированных специалистов в ВУЗах, техникумах, колледжах, ПТУ и предприятиях РФ по обслуживанию высокотехнологического оборудования, построенного на основе станков с ЧПУ (Создание тренажеров для качественной подготовки инженерных кадров)» на примере проекта, поступившего на рассмотрение в АСИ от группы инициаторов из Московского государственного индустриального университета (МГИУ). 

В совещании приняли участие: директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков и представители профильных вузов, занимающиеся подготовкой специалистов по обслуживанию высокотехнологичных производств, в том числе: МГТУ «Станкин», МГТУ им. Н.Э.Баумана и МГИУ

В течение последних 20 лет МГИУ вело разработку обучающей системы для подготовки высококвалифицированных кадров для автоматизированных производств, в результате чего был создан автоматизированный моделирующий комплекс станков с ЧПУ (АМК), – обучающий тренажер для программирования и управления станками с ЧПУ, а позже на его основе и универсальный обучающий комплекс (УОК), выполняющий аналогичную задачу. 

Широкое распространение этого тренажера позволяет проходить обучение на высокотехнологичном оборудовании, доступ к которому в настоящее время специалисты получают непосредственно на производстве. По замыслу организаторов, эффект от массового тиражирования подобных разработок позволит снизить нехватку специалистов в сфере высоких технологий машиностроения на 50-60% и существенно повысить престиж рабочих профессий среди молодежи. 

По итогам совещания участники приняли резолюцию, в которой Минобрнауки России (Дмитрий Ливанов) и Минпромторгу России (Денис Мантуров) в срок до 1 мая 2013 года предлагается рассмотреть вопрос о создании на базе МГТУ «Станкин» (с привлечением МГТУ им. Баумана, МГИУ и других профильных вузов) научно-учебно-производственного центра по отечественным обучающим комплексам для высокотехнологичного оборудования с ЧПУ.

Специалистам создаваемого Центра предстоит обобщить результаты научных разработок вузов и исследовательских институтов по тренажерам и обучающим комплексам для технологического оборудования с ЧПУ, разработать, произвести и тиражировать универсальный обучающий комплекс ЧПУ для школ, колледжей, вузов и предприятий, провести подготовку и переподготовку специалистов по обслуживанию высокотехнологичного оборудования с ЧПУ, а также подготовить методическое обеспечение учебного процесса. 

В своем выступлении Дмитрий Песков подчеркнул, что основная цель создания Агентства состоит «в интеграции компетенций между работодателями и вузами, в формировании целостной системы подготовки кадров, которой пока нет». 


Директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков: «Задача Агентства – создание точечной и опережающей подготовки специалистов, востребованных в экономике. В АСИ есть такой инструмент, как «Национальная система компетенций и квалификаций». Эта инициатива – система четких мер, задач и сроков, выражающихся в конкретных поручениях Правительства федеральным органам исполнительной власти. Итогом реализации этих мер должна стать подготовка 25 млн. высококвалифицированных специалистов к 2020 году».

По оценке Дмитрия Пескова, существующая модель образования позволит подготовить около 5 млн. требуемых профессионалов к указанному сроку. Однако, направление «Молодые профессионалы» за год аккумулировало важные системные практики целевой подготовки кадров. 

Ядро этой системы составляют такие проекты, как «Лифт в будущее» (формирует образ будущей профессии через институт наставничества), WorldSkills international (обеспечивает прямой трансфер профстандартов от лучших практик и программ), «Глобальное образование» (центр прототипирования, аккумулирования ключевых компетенций, новых уникальных знаний для предприятий), «Global management challenge» (позволяют выпускникам-инженерам получить знания в области маркетинга и бизнес-проектирования).

По словам директора направления «Молодые профессионалы», все эти меры в совокупности должны привести к «выстраиванию сбалансированной системы подготовки кадров, в том числе и в сфере инженерного образования, что позволит ликвидировать катастрофическую цифру – 0,02%, которая сегодня отражает долю российской высокотехнологичной продукции в мире».