Светлана Чупшева: У нас есть шорт-лист из 20 регионов, которые хотят создать детские технопарки «Кванториум»

Новую модель дополнительного образования детей готовы внедрять порядка 20 регионов России, - сообщила директор направления «Социальные проекты» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева в ходе мультимедийного ток-шоу «Дополнительное образование детей: государственные гарантии и инвестиции семьи», которое прошло в пресс-центре МИА «Россия Сегодня» 12 ноября 2015 года.

Определены 3 пилотных субъекта Российской Федерации, внедряющих новую модель дополнительного образования. Это Республика Татарстан, Алтайский край и Ханты-Мансийский автономный округ. «На подходе еще 3 региона - Москва, Новосибирская область и Московская область», - сообщила Светлана Чупшева.

«Регионы занимают достаточно активную позицию, и многие субъекты обиделись, почему они не оказались в первых пилотах. Сегодня у нас есть шорт-лист из порядка 20 субъектов, которые хотели бы реализовать эту модель», - добавила она.

По мнению директора направления «Социальные проекты» АСИ, необходимости в массовом тиражировании «Кванториумов» пока нет, сначала нужно опробовать эту модель на пилотных площадках. «Не стоит торопиться и брать большое количество регионов, лучше остановиться на первом этапе на трех площадках, чтобы посмотреть результаты, отработать эффективный механизм, чтобы те задачи, которые мы для себя ставим, действительно были реализованы в рамках этих проектов», - заявила Светлана Чупшева.

Первые детские технопарки - «Кванториумы» - откроются в Набережных Челнах, Ханты-Мансийске и Нефтеюганске. 

25 ноября 2015 года будет готов к открытию детский технопарк в Набережных Челнах. 28 ноября 2015 года технопарки откроются в Ханты-Мансийске и Нефтеюганске, и уже с 1 декабря 2015 года около 2000 детей смогут попробовать реализовать себя в отдельных образовательных траекториях. 

Глава социального направления АСИ описала общую структуру программ, которые будут реализовываться в детских технопарках: «Пилотный проект будет включать в себя компетенции научно-технического творчества в сфере работы с большими данными, IT-технологий, биотехнологий, робототехники, беспилотников - на суше, в небе и на воде. Элемент такой программы состоит из трёх "паззлов" - это теоретический курс, решение конкретного проекта (кейса) и дуальное образование».

Светлана Чупшева отметила, что считает образовательные программы «Кванториумов» уникальными, так как они разрабатывались с участием ведущих научных и образовательных институтов технического направления - МФТИ, МАМИ, НАМИ и МГТУ им. Баумана - и крупнейших госкорпораций - Росатом, ОРКК «Энергия», Ростехнологии.

«Одна из стратегий - привлекать компании с государственным участием, промышленные предприятия, не только с точки зрения оснащения оборудованием детских технопарков, но и для формирования некоторого технического задания для проектных команд, ребят с точки зрения новых технологических решений в производстве», - пояснила она.

Своими планами по созданию нескольких «Кванториумов» поделилась заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Лариса Сулима. «Мы определили 4 площадки, где бы мы хотели создать новые детские технопарки, чтобы отработать совершенно новую модель дополнительного образования: и организационно-правовую форму, и финансовое управление, и привлечение частного инвестора», - сообщила заместитель министра.

Первые площадки - Набережные Челны и Казань. «Нам бы хотелось, чтобы дети, осваивая новые технологии, соответствовали требованиям работодателя, имели раннюю профориентацию, ещё пока учатся в школе, и были востребованы, в первую очередь, на КАМАЗе», - уточнила Лариса Сулима. - Другие детские технопарки мы планируем создать в Нижнекамске и Альметьевске».

В Татарстане уже появились альтернативные форматы организации детского научно-технического творчества, созданные на основе механизма государственно-частного партнерства.

«Я могу поделиться ещё одним успехом: буквально на днях открылись два негосударственных учреждения дополнительного образования технической направленности, причём полностью, что называется, с импортозамещением. Научно-производственный комплекс «Зарница» открыл свой детский технопарк и «Дом занимательной науки и техники», на 100% проинвестированный частным инвестором. Они предлагают свои образовательные программы, лицензируют эти программы, а мы выделяем гранты образовательным организациям, у которых нет условий для развития технического творчества, чтобы они в рамках внеурочной деятельности могли заниматься в этих новых технопарках», - сообщила Лариса Сулима.