Взаимодействие власти и бизнеса на Смоленщине получило низкую оценку


В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, подготовленном Агентством стратегических инициатив (АСИ), Смоленская область заняла 60 место из 76.

Результат этот, судя по всему, оказался для местных чиновников неприятным сюрпризом. В отличие от некоторых других регионов, где рейтинг не только обсуждают, но и делают по его результатам оргвыводы (например, в Башкирии, занявшей 40 место, отправили в отставку вице-премьера по экономике и министра экономразвития), пресс-служба администрации Смоленской области хранит по этому поводу молчание: руководители региона куда охотнее рассказывают об успехах по привлечению инвестиций, а соответствующий раздел территориального законодательства называют едва ли не лучшим в России.

Нормативно-правовая база в этой сфере в основном была сформирована на Смоленщине примерно десять лет назад. Экономическая ситуация в стране с тех пор существенно изменилась, и многие субъекты Федерации успели изобрести и ввести новые механизмы привлечения инвесторов. В Смоленской области законодательство тоже совершенствуют. Например, недавно вступил в силу закон, позволяющий получить без торгов землю для реализации инвестпроекта стоимостью более миллиарда рублей, но принципиально оно не меняется.

Возможно, в какой-то степени в этом «виновата» подготовка к 1150-летию Смоленска. Чиновники рассчитывали привлечь для реализации своих планов несколько миллиардов внебюджетных средств, но с задачей не справились. И все, что было сделано к юбилею областного центра, фактически выполнено за счет денег, выделенных из федерального и регионального бюджетов. Иметь дело с государством оказалось проще, чем с частными инвесторами… Упомянутый выше новый закон, кстати, впервые будет использован для строительства в Смоленске перинатального центра стоимостью 2,5 миллиарда рублей, финансируемого опять-таки за счет бюджетных ресурсов.

При составлении национального рейтинга область во многом подвели как раз недостатки инвестиционного законодательства. Низшие оценки регион получил, например, за отсутствие целого ряда механизмов - защиты прав инвесторов при государственном и муниципальном контроле, гарантий инвесторам, публичного обсуждения проектов нормативно-правовых актов с представителями экспертного и делового сообщества. Неудовлетворительную оценку Смоленщине дали за отсутствие обратной связи инвесторов и администрации, за неэффективную работу организации, уполномоченной заниматься привлечением инвестиций и работой с инвесторами (департамент инвестиционного развития создан в области недавно и, возможно, еще не успел себя зарекомендовать в глазах представителей бизнеса), а также за отсутствие бизнес-инкубаторов и технопарков.

Руководитель экспертной группы АСИ в Смоленской области Дмитрий Ягодкин говорит, что ждал еще более низкой оценки инвестиционного климата.

- За последний год приняты отдельные успешные решения, но нет системы, четкой координации между различными органами власти. Нет и понимания, что рейтинг жестко увязан со стандартами инвестиционной привлекательности, а в Смоленской области этим занимаются два разных департамента, с трудом друг с другом взаимодействующие, - пояснил эксперт. - Нет проектного офиса - думаю, из-за проблем с привлечением к его работе руководителей федеральных структур. Я, например, уверен, что Смоленская область вполне могла бы оказаться в первой двадцатке, но такой задачи перед чиновниками никто не поставил.

Примерно на 80% рейтинг составлен по опросам представителей делового сообщества

Важная особенность национального рейтинга в том, что примерно на 80 процентов он составлен по итогам опроса представителей делового сообщества. Это обстоятельство также оказалось не на руку, поскольку подавляющее большинство чиновников, имеющих отношение к привлечению инвестиций, бизнесом никогда не занимались и не в состоянии оценить реальные последствия собственных решений, взглянуть на проблему глазами предпринимателей. Вероятно, поэтому получила низкую оценку эффективность обратной связи с инвесторами: им-то нужно общаться, а действующий при губернаторе совет по экономике и инвестициям - это место, где чиновники слушают доклады чиновников.

По итогам рейтинга-2015 АСИ выпустит сборник лучших практик, и отстающие регионы смогут воспользоваться чужим опытом для улучшения показателей в следующем году. После этого агентство проведет семинар, в ходе которого чиновники получат возможность поучиться у коллег или, напротив, передать им собственный удачный опыт.

По мнению Дмитрия Ягодкина, национальный рейтинг - попытка федеральной власти создать механизм объективной оценки качества работы региональных органов госвласти. Рейтингов, которые характеризуют ситуацию в регионах, сейчас немало, их подготовкой занимаются самые разные структуры, вплоть до федеральных министерств, но в большинстве случаев для улучшения собственного положения руководителям субъектов Федерации нужно лишь слегка поработать с отчетностью. Национальный рейтинг построен иначе. Статистика и здесь, конечно, учитывается, но основное влияние на показатели оказывает деловое сообщество. Его представители зачастую не различают, от какого уровня власти зависит решение проблемы. Они просто ставят неудовлетворительную оценку, если нужное решение не найдено.

Далеко не все губернаторы согласны с таким подходом. Дескать, как влиять на те сферы, которые выходят за рамки их компетенции? Они не вправе ставить задачи перед региональными управлениями федеральных ведомств. Тем не менее, во многих субъектах РФ наладить такое взаимодействие сумели, порой - с помощью профильного министра. И это неудивительно: рейтинг-то характеризует не только областных чиновников экономического блока, но и работу федеральных структур, действующих на территории региона. Так что в улучшении показателей они заинтересованы не меньше губернатора…

Дословно

Владимир Путин, президент России:

- Национальный рейтинг инвестиционного климата должен стать инструментом повышения качества управления на всех уровнях власти.