5 федеральных ведомств – Минтранс, Минэнерго, Росстат, Роструд и Роспотребнадзор - примут участие в новом эксперименте

Сегодня в пресс-центре РИА «Новости» в рамках работы Открытого правительства состоялась дискуссия на тему: «Конкурсное замещение вакантных должностей на государственной службе»

Участники определили основные принципы и механизмы системы замещения кадров на государственной службе и представили на общественное обсуждение пилотный проект по организации открытого отбора кандидатов на замещение вакантных должностей заместителей руководителей пяти федеральных ведомств. 

Среди первых заказчиков и непосредственных участников совместного эксперимента Открытого правительства и Агентства стратегических инициатив: Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России), Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России), Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), Федеральная служба государственной статистики (Росстат) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). 

Отбор кандидатов стартует на Федеральном портале управленческих кадров уже в сентябре 2012 года

Перечень вакантных должностей: 
  1. Заместитель Министра энергетики Российской Федерации
  2. Руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта
  3. Заместитель руководителя Росстата
  4. Заместитель руководителя Роспотребнадзора
  5. Заместитель руководителя Роструда 

В дискуссии приняли участие: директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков, председатель Российского управленческого сообщества Президентской программы подготовки управленческих кадров (РУС) Георгий Белозеров, президент Фонда стратегических коммуникаций Дмитрий Поликанов, партнер Deloitte & Touche Tohmatsu International Александр Брагин, генеральный директор и председатель совета директоров компании Ward Howell International Сергей Воробьев и руководитель Управления государственной службы и кадров Правительства Москвы Александра Александрова

  • Механизм отбора кандидатов

Дмитрий Песков (АСИ)
Выступление директора направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрия Пескова:


- Мы называем процедуру отбора кандидатов именно отбором, а не конкурсом, так как то, что будет проходить, не будет укладываться в рамки 79-го Федерального закона, который регламентирует конкурсные процедуры при приходе человека на государственную службу. 

Мы ожидаем, что все процедуры от объявления отбора до его завершения могут быть проведены в течение одного месяца. Мы предлагаем систему, которая могла бы вовлечь максимальное количество профессионалов в участие в этом конкурсе. Это означает, что первый этап – заочный, он должен быть онлайновым и не должен предполагать прямого взаимодействия человека с органом исполнительной власти. То есть, человек не должен никуда приносить бумаги, заверенные печатями справки непосредственно в тот орган, в котором он собирается работать. 
У человека не обязательно должен быть опыт работы на государственных постах для того, чтобы он занял позицию, например, заместителя министра. Этот опыт может быть компенсирован 7-летним опытом работы на других управленческих позициях в бизнесе, либо в обществе
Мы считаем, что кросс-компетенции и опыт из других отраслей может быть предельно важен для обновления системы государственной службы. 

Это означает, что вначале все кандидаты, как мы сейчас предлагаем, в течение семи дней могли бы заполнить свои заявки на Федеральном портале управленческих кадров. В этих заявках должны быть их анкетные данные, ответы на некоторое количество вопросов и предложения кандидата по реализации тех или иных функций или системы развития соответствующего ведомства. 

Все загруженные на портал анкеты проходят экспертную оценку. В экспертный совет, который будет оценивать конкурсные заявки, войдут 200 членов Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, эксперты Российской Академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), руководители рабочих групп в рамках Национальной предпринимательской инициативы (НПИ), то есть представители предпринимательского сообщества и общественных организаций, которые сформируют пул экспертов в несколько сотен человек. 

Кроме того, формальную оценку проведут кадровые службы ведомств на соответствие формальным критериям (гражданство Российской Федерации, семь лет стажа, наличие высшего образование и т.д). Но эти требования не должны быть избыточными. 
Мы, например, считаем, что наличие степени кандидата наук не должно ни в коем случае быть обязательным для занятия позиции на государственной службе
Анкеты, которые наберут наибольшее количество баллов, пройдут на очный этап. Мы ожидаем, что это будет примерно в районе 20 человек по каждому из ведомств. Их предложения по развитию ведомств будут во время заочного этапа обезличены и выставлены на открытое общественное обсуждение и голосование. Будет возможность голосовать за те или иные предложения без указания авторства. И будет сформирован отдельный рейтинг предложений, которые имеют наибольшую общественную поддержку. 

Далее эти примерно 100 человек (по 20 человек по 5 ведомствам) попадают на очный этап и в течение двух дней в Российской Академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) проходят интенсивное тестирование их управленческих компетенций, личностных компетенций, профессиональных компетенций, проходят проверку на взаимодействие в команде, стрессоустойчивости и т.д. 

На стадиях оценки уже  может присутствовать отборочная комиссия. По нашему предложению, комиссия должна состоять из 11 человек, 6 из которых (то есть, большинство) – представители Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, и 5 человек – представители того федерального органа исполнительной власти (включая руководителя этого ведомства), куда идет работать кандидат. Более того, мы предлагаем, чтобы как минимум один человек из этих пяти был представителем смежного ведомства… 

По итогам очного этапа будут сформированы тройки финалистов, которые пройдут дополнительные собеседования и испытания, и в течение примерно одной недели могут быть приняты итоговые решения о победителе этого конкурса по каждому из ведомств. 

Предполагается также, что участники, занявшие второе и третье места,  активно привлекаются к работе. Победивший кандидат имеет возможность из них сформировать себе часть управленческой команды, предложить их на позиции руководителей департаментов, членов общественного совета, экспертного совета при Правительстве Российской Федерации. Более того, все 20 финалистов и даже те, кто не прошли на финальный этап, предлагаются к работе в общественных советах, которые на данном треке работы Открытого правительства тоже сейчас формируются. 

Президент Фонда стратегических коммуникаций Дмитрий Поликанов в своем выступлении выделил 5 основных принципов отбора: 
  1. «Первый – это открытость. Отбор должен быть понятным для большинства наших граждан. Потому что речь идет о ключевых позициях. Не о политических назначенцах, а именно о тех людях, которые работают на гражданской службе. И это внедрение лучших международных практик в принципы формирования корпуса государственных служащих».

  2. «Второй элемент – это акцент на профессиональные качества человека, а не только на его личные качества».

  3. «Третий элемент, который, безусловно, важен – это учесть в оценке гражданскую позицию человека, его мотивацию на служение народу».

  4. «И, наконец, нам нужно было совместить оценку профессионального сообщества и общественную оценку. И этот принцип мы тоже попытались зашить в механизм отбора, который предлагается к обсуждению».

  5. «Завершающим этапом должна стать отработка технологии отбора на ряде пилотных ведомств с тем, чтобы сформировать механизм, позволяющий сформировать на государственной гражданской службе, что называется, сборную талантов». 

«Я помню, что когда 5 лет назад озвучивалась идея о том, что кандидат в чиновники должен написать некий программный документ или эссе, в котором он должен дать предложения о развитии ведомства, это у многих вызывало шок и трепет. Сегодня мы уже говорим об этом как о нормальной практике и считаем, что это один из элементов профессиональной оценки человека», - подчеркнул Дмитрий Поликанов.