Что будет «лучшими практиками» 2015?

Экспертное мнение Дмитрия Волкова, общественного представителя Агентства стратегических инициатив (АСИ) в Москве, отраслевого куратора профессионального сообщества независимых директоров АСИ в сфере строительства, директора ГК «СУ-33».


На ПМЭФ-2015 были представлены общественности результаты полномасштабного национального рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. По показателю «Эффективность процедур по выдаче разрешения на строительство» среднее значение времени получения разрешения на строительство в худшей группе «Е» составляет 262 дня, тогда как в пилотном рейтинге 2014 года худшие результаты лежали в диапазоне 300-500 дней. 

Мы наблюдаем прогресс, который связываем с разнообразными попытками навести порядок в этой сфере. Как можно кратко охарактеризовать нынешнее состояние дел и о каких направлениях дальнейшего улучшения могут подумать регионы РФ в ближайшей перспективе?

Градостроительное регулирование в настоящий момент по-прежнему чрезмерно усложнено: не связано с технологическими и финансовыми возможностями ряда субъектов градостроительной деятельности, прежде всего муниципалитетов; в значительной степени идеологически и организационно оторвано от смежных областей регулирования, прежде всего землеустроительного, энергетического и транспортного; подвержено стремительному и не подчиненному одной цели изменению, которое можно охарактеризовать как «законодательная суета». Основными актуальными тенденциями является усиление федерального регулирования над региональным и муниципальным, административный характер организации регулирования, все более детальный уровень регламентации. Чаще всего градостроительное регулирование сводится к попыткам простой регламентации, что не учитывает принципиально технологический, творческий и конфликтологический, в смысле согласования интересов участников, характер процессов в градостроительстве.

В настоящий момент основным рынком, определяющим требования к изменению регулирования является рынок жилищного строительства, объем которого превосходит все другие виды, кроме транспортного и магистральных линейных сооружений. Так в январе - марте 2015 года строительный объем в жилищном строительстве составлял 94,2 тыс. куб. м, а для нежилых зданий 28,2 тыс. куб. м, то есть 77% и 23% соответственно. Другим важным фактором является стремительный рост и доминирование рынка государственного заказа в строительстве нежилых зданий.

Понимая, что без системного осмысления текущей ситуации с градостроительным регулированием, которое должно быть выражено, очевидно, в появлении новой редакции градостроительного кодекса, навести порядок невозможно, с одной стороны; и неизбежность замены административного регулирования инструментами оценки рисков и страхового регулирования, с другой, можно отметить ряд направлений, которые являются актуальными и для региональных регуляторов. Каждое из направлений удобно представить в виде баланса конфликтующих аспектов.

Система таких балансов, индивидуальная для каждого региона, и определяет региональную дорожную карту развития. Примеры таких балансов:

  • выведение возможно большего количества объектов из-под градостроительного регулирования против требований качества и безопасности;

  • унификация механизмов технологического подключения к различным видам ресурсов, создание единых центров технологического присоединения против технологической сложности решения, реформы сложившихся практик и ослабления конкуренции в этой области;

  • диверсификация сложности градостроительного процесса, в том числе количества административных процедур и требований к ним, от класса сложности объекта, система управления рисками против масштабности изменений законодательства и практики;

  • развитие инструментов государственно-частного партнерства, особенно в сфере крупных инфраструктурных проектов и проектов комплексного освоения территории, против коррупционных рисков и ослабления конкуренции;

  • создание единой землеустроительно-градостроительной информационной платформы на базе интеграции сервисов ГКН, ФГИС ТП, ИСОГД, перевод градостроительных процедур в электронный вид, использование МФЦ против технической сложности и высокой стоимости проекта;

  • инструменты повышения компетентности кадров против утечки кадров в другие регионы или компании;

  • введение дополнительных инструментов в администрирование, таких как пресекательные сроки проведения процедур; межведомственное взаимодействие региональных, муниципальных, территориальных федеральных органов власти, сетевых организаций, иных участников градостроительных отношений; систему действительного «одного окна», которое основано на межведомственном взаимодействии, сокращение и унификация форм документов против требований качества и безопасности;

  • использование инструментов стандартизации вместо требований технических регламентов и нормативного регулирования против актуальной компетентности участников рынка, масштабности изменений законодательства и практики.

Что из этого списка будет признано лучшими практиками по результатам их сбора Агентством стратегических инициатив в 2015 году в рамках работы над Национальным рейтингом инвестиционной привлекательности регионов, смогут ли регионы создать полностью годные для тиражирования лучшие практики, так называемые «коробочные» решения, мы увидим уже через несколько месяцев.