«Система ранней помощи позволяет подарить детям с ОВЗ полноценную жизнь»

16 июня в Москве завершилась двухдневная научно-практическая конференция «Система ранней помощи в региональном образовательном пространстве: опыт и стратегия развития», организованная Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации.

Конференция проводилась в рамках проекта «Система доступного и непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с раннего возраста», одной из задач которого является создание системы ранней помощи семьям, воспитывающим таких детей.

«В нашей стране фактически только в 8 регионах организована ранняя помощь семьям детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), - сообщила руководитель проекта Надежда Иванова. - Например, в Самарской области и Республике Марий Эл функционирует система ранней помощи, которая позволяет подарить детям с ОВЗ полноценную жизнь. При условии оказания услуг ранней помощи в 90 % наблюдается положительная динамика. Однако, в законе «Об образовании в РФ» о системе ранней помощи вообще не упоминается. Для детей с ОВЗ не предусмотрены услуги дополнительного образования, в глоссарии закона отсутствует понятие «социализация». Может быть, поэтому наша страна занимает одно из первых мест в мире по количеству людей с ограниченными возможностями здоровья? Участники проекта, совместно с Агентством, разработали проект поправок для внесения в федеральный закон. Задача создания универсальной системы ранней помощи детям с ОВЗ может быть решена только на федеральном уровне», - считает Надежда Иванова.

По словам начальника отдела образования детей с проблемами развития и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Ларисы Фальковской, в Министерстве уже создана рабочая группа по формированию необходимых нормативно-правовых актов. 


Сделать предстоит немало. Формально, как отметил в своем выступлении старший научный сотрудник ФГАУ «ФИРО» Семен Славин, каждый ребенок с двухмесячного возраста автоматически получает право на бесплатное образование. Другой вопрос, насколько это право реализуется на практике. Например, раньше в детском саду хотя бы с одним ребенком с ОВЗ обязательно должен был быть специалист, который знает, как с ним работать. Сейчас это требование носит только рекомендательный характер.

Дмитрий Поликанов на примере возглавляемого им Фонда поддержки слепоглухих рассказал, что сами родители плохо информированы о своих правах, обязанностях и возможностях. Они зачастую не сразу осознают серьезность проблемы и обращаются за помощью к специалистам, когда мероприятия по коррекции и социализации требуют больших усилий и времени.

«По данным Росстата за 2013 год ежегодно из 1,9 млн новорожденных более 630 тысяч - дети с ОВЗ», - подчеркнула масштабность проблемы заведующая лабораторией содержания и методов ранней помощи детям с выявленными отклонениями в развитии ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» Юлия Разенкова. Согласно данным той же статистики, число таких детей растет с каждым годом. Но, по словам Юлии Разенковой, при условии раннего выявления и оказания комплексной помощи в 50-75% случаев можно предупредить развитие серьезных нарушений и снизить численность детей с ОВЗ к дошкольному возрасту на 25%.

Все участники конференции отметили первостепенную важность механизмов межведомственного взаимодействия. Министр образования и науки Республики Марий Эл Галина Швецова особо подчеркнула, что только слаженная работа представляемого ею Министерства, а также Министерства здравоохранения и Министерства социальной защиты и труда позволила повысить эффективность оказания ранней помощи в Республике и к 2014 году комплексно сопровождать уже 4,5 тысячи детей. Также она отметила важность консультационной работы с родителями, которые чаще всего не были готовы к воспитанию ребенка с ОВЗ.

Директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» Николай Малофеев, продолжая дискуссию, напомнил, что в 1900 г. в России был открыт первый в Европе детский сад-пансион для глухонемых детей. Вновь встать на передовые позиции по оказанию своевременной ранней помощи детям вполне возможно.

«Уровень психического и социального развития поступающего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только и не столько от его состояния здоровья, сколько от качества раннего и дошкольного воспитания, от умения взрослых удовлетворять особые образовательные потребности ребенка, - уверен Николай Малофеев. - Представление о том, что именно медицинский диагноз определяет возможности развития и обучения ребенка с ОВЗ - заблуждение. Ключ к успеху – ранняя помощь».

В конференции также приняли участие представители «Института коррекционной педагогики Российской академии образования», центров по оказанию ранней помощи Самарской области, Республики Марий Эл, Красноярского края, благотворительного фонда «Даунсайд Ап», НП «Синдром Дауна», фонда «Обнаженные сердца», МГГУ им. Шолохова и другие эксперты.